“Отныне все серьезные проблемы и вопросы государственной важности будут решаться в присутствии фресок Минаса Аветисяна”, — сообщила на встрече с журналистами начальник управления современного искусства Минкультуры Сона Арутюнян. Правительство Армении 17 июня приняло решение, согласно которому Минкультуры выделило фонду “Минас Аветисян” 20 миллионов драмов для реставрации и перемещения в здание N1 правительства двух фресок Минаса.
Они были сделаны для столовой Гюмрийского электротехнического завода. Всего кисти Минаса принадлежат 12 фресок, из них 2 погибли во время землетрясения, одна реставрированная была перенесена в театр имени Аджемяна в Гюмри, фреска “Рождение Тороса Рослина” в прошлом году реставрирована и перемещена из той же столовой в родное село художника Джаджур, в его музей.
Отвечая на вопрос, чем объясняется решение перевезти фрески Минаса в здание правительства, а не в музей Минаса, С.Арутюнян сказала, что для фресок в музее нет места. Тем не менее общественность получит возможность увидеть произведения любимого мастера. “Это беспрецедентный случай для Армении, когда подобные произведения искусства размещаются в правительственном, административном здании. Хотя подобная практика есть в США и в Европе”, — заметила С.Арутюнян.
Итальянский реставратор Фабрицио Якобини отметил, что в ходе работы он столкнулся с техническими проблемами, что создавало немалые трудности при отделении красочного слоя от основы фрески. “Реставрационные работы почти окончены, остается нанести последние штрихи. Изменения настолько незначительны, что их можно даже не учитывать”, — сказал Якобини.
Директор музея в Джаджуре, председатель фонда “Минас Аветисян” Арман Аветисян отметил, что реставрационные работы выполнены блестяще. В то же время он выразил обеспокоенность состоянием остальных фресок. С.Арутюнян сообщила, что еще три фрески, возможно, будут отреставрированы в 2011 году, хотя госсредств не предусмотрено. Стало быть, надеяться приходится на помощь спонсоров. Якобини уверен, что останавливаться на достигнутом нельзя и к реставрации остальных работ необходимо приступать немедленно. “В здании завода фрески портятся ежечасно, — сообщил реставратор. — В каждый приезд я замечаю, что у нас все больше и больше потерь”.
Восстановление фресок “У хачкара” и “Встреча” Якобини осуществлял совместно с армянскими реставраторами. Однако только их силами осуществить в дальнейшем реставрацию остальных фресок невозможно. Работая с итальянским мэтром, наши многому научились, тем не менее приглашать зарубежных мастеров все же будет необходимо, особенно учитывая очень большие размеры фресок, требующих реставрации.
Замечательно, что еще две фрески Минаса спасены — двух мнений быть не может. Работа по реставрации остальных должна быть непременно продолжена, и в первую очередь надо заняться прекрасной фреской в селе Ваграмаберд на единственной уцелевшей стене Дома культуры. Надо изыскать все возможные госсредства — спонсоры дело ненадежное. Экономия средств может обернуться гибелью фресок: и так прошло 22 года...
Некоторое удивление вызывает водворение фресок в здание правительства, в режимный объект, куда не так-то легко проникнуть даже гражданам Армении. Как туда водить, к примеру, зарубежных гостей, студентов-художников и т.д.? Такие произведения монументального искусства надо размещать в доступных общественных местах: в театрах, в СКК, в Национальной галерее, библиотеках и т.д., но никак не в режимном учреждении. Вопрос, что будет с оставшимися фресками, становится более чем актуальным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий