Сегодня, наконец, состоялось то, к чему так долго шли организаторы Международного фестиваля "Ереванские перспективы" на протяжении всего уходящего года, а именно — концерт всемирно известного испанского певца Пласидо ДОМИНГО! На концерте присутствовал президент Серж Саргсян, Католикос Гарегин II, официальные лица, представители дипкорпуса. Вместе с Доминго пели Анна Мария Мартинес, Барсег Туманян, дирижировали Исраэль Гурски и Эдуард Топчян.
Днем раньше председатель парламента Армении Овик Абрамян наградил Пласидо Доминго Почетной медалью НС. Певец выразил надежду, что его первый концерт в Армении заложит основу для дальнейших визитов. "Могу с уверенностью сказать, что ваш ереванский концерт станет поворотным событием в культурной жизни столицы", — ответил спикер и предложил ему выступить в следующий раз вместе с Шарлем Азнавуром. Доминго одобрил инициативу, отметив, что почтет за честь выступать перед армянским зрителем — представителем народа, имеющего тысячелетнюю историю.
На состоявшейся позже пресс-конференции Доминго также выразил готовность внести находящиеся на территории Армении культурно-исторические ценности в список возглавляемой им ассоциации "Наша Европа", которая занимается восстановлением и охраной всемирного культурного наследия.
— Я давно намеревался приехать в Армению, но не получалось. Это большая честь для всей моей команды, для всех, кто будет петь вместе со мной. Я приехал на короткое время и многого не успел увидеть. Но, думаю, что туристические визиты мы оставим на следующий раз и посвятим этому значительно больше времени...
— Как состоялось ваше знакомство с Арменией?
— Я всегда любил посещать страны, в которых ранее не бывал, а Армения была в моих мыслях еще с детства. Моя мать была певицей, и ей преподавала вокал армянка — мадам Бабаян. Именно она пробудила во мне интерес к вашей красивой стране. У меня много дорогих друзей-армян по всему свету, среди которых Шарль Азнавур, Левон Сагян, Арлен Фрост и другие. И я счастлив, что своими глазами увидел прекрасную страну, о которой так много слышал...
— Случается, на концертах вы обращаетесь к популярной музыке: встречаются Джон Леннон, Пол Маккартни, Ян Андерсон и Лало Шифрин. Какое место вы отводите этой музыке рядом с вашим основным репертуаром?
— Для меня есть только два вида музыки: хорошая и плохая. Если у Леннона или Маккартни есть песня с красивой мелодией, как Yesterday, или, например, Perhaps Love Джона Денвера, почему мне ее не спеть?
— Вы не раз выступали с великими певцами и певицами. Какой из дуэтов на оперной сцене вы назвали бы самым запоминающимся?
— Невозможно выбрать какой-то один дуэт, если исполняешь оперы в течение 50 лет. У меня было столько незабываемых моментов! Помню, как я дебютировал в Москве, это было действительно что-то невероятное. После того как я спел арию "E lucevan le stele" ("В небе звезды горели", ария Каварадосси из третьего акта "Тоски". — прим. автора) меня практически "похоронили" под букетами цветов, которые полетели на сцену. А когда опера окончилась (тогда было другое время и охранники были очень строгими), я увидел, они собираются не подпускать ко мне зрителей, собравшихся возле служебного входа. Но я сказал охране: "Нет, нет, нет!" — зрителей пустили, и я шел пешком от служебного входа Большого театра до гостиницы "Метрополь", окруженный толпой людей. Пока мы шли, они дарили мне подарки — коробки конфет, открытки, цветы. Это было что-то невероятное.
— Вы снялись в более чем полусотне видеоклипов и в трех всемирно известных фильмах — "Травиата", "Отелло" и "Кармен". Кроме того, вы снимались у такого режиссера, как Вуди Аллен, и даже озвучивали персонажа в одной из серий известного мультсериала "Симпсоны"...
— Что касается "Симсонов", меня попросили озвучить персонажа люди из рекламного мира, с которыми я в то время работал. Я посмотрел предлагаемый материал для работы, и мне не понравилось. Я сказал авторам, что здесь нет никакого понимания, что такое опера, и попросил их наполнить все это другим смыслом. Они изменили эпизод, и после этого мне было весело над ним работать. Ничуть не жалею.
По поводу работы с Вуди Алленом. Я работал с разными режиссерами, которые делали театральные постановки для кино. И говорил при встрече Вуди Аллену, что можно было бы сделать что-то совместное, но он был занят работой над своими фильмами. И сложилось у нас много лет спустя. На открытие сезона в Лос-анджелесской опере для первого вечера был выбран триптих одноактных опер Пуччини. Первая и вторая части — "Плащ" и "Сестра Анжелика" — трагедии, а третья часть — "Джанни Скикки" — комедия. Именно "Джанни Скикки" и поставил Вуди Аллен. Мне нравится работать с режиссерами, которые не просто всемирно известны, но еще при этом и обладают чувством музыки, разбираются в ней и им можно доверять.
— А есть ли репертуар, за который бы вы никогда не взялись? А также музыка, исполнить которую вы мечтали, но пока не собрались?
— Чего я никогда не стану исполнять, так это рэп: за некоторые вещи просто не следует браться. Я мечтал записать "Кольцо Нибелунга", но этому сбыться не суждено: партия Зигфрида для меня слишком тяжела. Иногда мечты остаются мечтами, а иногда сбываются и оказываются в реальности сущим кошмаром! Мечтаю также когда-нибудь продирижировать всеми операми "Кольца", вдруг сбудется, кто знает?
— Среди солистов, ставших дирижерами, вы сегодня, возможно, самый известный в мире; недавно даже вышла книга Франчески Дзардини под названием "Пласидо Доминго — дирижер оркестра". Что дает право солисту взяться за дирижерскую палочку?
— В первую очередь я музыкант и, конечно, учился дирижерскому ремеслу. Потом в течение нескольких лет я занимался только пением, пока не понял, что готов стать за пульт. В сущности, есть два Доминго — тенор и дирижер. Я выходил на сцену как дирижер около пятисот раз, полагаю, это заслуживающий доверия опыт...
— В каком из оперных театров мира вам больше всего нравится выступать?
— Я — гражданин мира и в этом смысле кочевник. Благодаря этому я практически везде чувствую себя как дома, и мне нравится разделять жизнь какого-нибудь театра, потому что это то, чем я занимался всю свою жизнь. Конечно, было бы прекрасно ездить по всему миру с людьми, которые мне дороги, и чувствовать себя так, будто я в моей собственной стране, но это невозможно. Но мне повезло: моя жена и дети хорошо понимают особенности моей работы и мы часто бываем вместе.
— День без музыки. Как бы вы его прожили?
— Без музыки жизнь невозможна — это все равно что не дышать!..
Superrrrr!!!(Арутюн)
ОтветитьУдалить