Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

вторник, 13 апреля 2010 г.

Азат ГАСПАРЯН: “Мы обязаны вновь возродить себя!”

“Состояние нашего театра сегодня можно охарактеризовать простым словосочетанием “неудавшаяся эстафета”! Мы не сумели как должно унаследовать Армянский Театр — эстафетная палочка упала на землю, и никто ее не поднял. Мы упустили наше время, мы потеряли поколение, которое могло быть воспитано в абсолютно ином культурном пространстве!” — таким был ответ народного артиста Армении Азата ГАСПАРЯНА на вопрос о нынешнем положении театра.

— Счастлива та страна, где взаимоотношения «народ – театр – государство» находятся в нормальном уравновешенном состоянии, то есть все насущные вопросы поднимаются и разрешаются на театральной сцене, а не на одноименной площади. У нас эта гармония нарушена. В том нет вины народа, равно как и театра. Повинно в этом государство, которое не считает необходимым проявлять должного интереса, как к народу, так и к театру. Полностью искоренено понятие госзаказа театрам и театральным драматургам. Чем объясняется столь инертная политика властей в отношении больных тем? Близорука ли она, как кажется на первый взгляд, или попросту недальновидна? К примеру, за столько времени не состоялось ни одной театральной постановки, посвященной Арцахской освободительной войне. Вы только вслушайтесь — ни одной!

Вместо этого наши театры пестрят разносортной антрепризой, не дающей зрителю абсолютно ничего, а только способствующей его оболваниванию... И это, признаться, пугает.

— Азат Николаевич, проработав определенное время в Кукольном театре, ТЮЗе и Драматическом театре, вы с 1979 года стали актером Телетеатра. То есть, можно сказать, пионером “антрепризного” театра в Армении были именно вы...

— Не стоит путать форму и содержание. В то время это была всего лишь смена формата на более созвучный духу времени. Помнится, мы как-то с Шаумом Казаряном прогуливались по улочкам Гюмри, и он постоянно удивлялся тому, что меня узнают чуть ли не на каждом углу. Дело в том, что я тогда дебютировал в роли Шошии Гоголадзе в нашумевшей телепостановке “Обвинительное заключение” по Нодару Думбадзе. “Вот она, сила телетеатра!” — воскликнул Шаум после моего объяснения этой своей “повинности”.

Надо сказать, я в то время был не одинок в своем вполне естественном для актера желании иметь более широкую аудиторию. К примеру, тот же Рафаэль Котанджян впервые “засветился” на телеэкранах после выхода в эфир “Чертовой мельницы”... Да, мы шли к популярности и делали это сознательно. Но у нас были принципы, которым мы неуклонно следовали. Мы не опускались до абсолютного примитивизма ни в своих мыслях, ни в способе их донесения, пытаясь таким образом “завладеть” среднестатистическим обывателем.

Сегодня мы имеем возможность смотреть программы ТВ “Мшакуйт”, созданного по образу и подобию российского телеканала “Культура”. Время от времени там демонстрируются некоторые старые записи из репертуара телетеатра незапамятных времен. И слава богу, что есть хотя бы один такой телеканал! Хочу спросить остальные телеканалы: почему вы, друзья мои, не “опускаетесь” со своих “сериальных высот” до простого и понятного телетеатра? Почему не демонстрируете телепостановки? Думаете, рейтинг подкачает? Рекламы не будет? А вы не считаете, что недопустимо, проповедуя убийства, грязь, похоть и откровенную безвкусицу, — одним словом, выставляя на экраны эдакий онанизм низменных чувств, зарабатывать этот самый рейтинг?! Ведь это та дурная слава, отзвук которой мы видим сегодня в наших детях!

...Как-то раз мы с Николаем Цатуряном поставили своего рода эксперимент. Мы прошлись с камерой на плече от кино “Наири” до церкви Св.Саркиса, а затем до театра Сундукяна и до кинотеатра “Айреник”. Коля снимал, а я задавал встречным подросткам один и тот же вопрос: “Кто такие Арам Хачатурян и Мартирос Сарьян?” Не знаю, как у нас только выдержали нервы... Из нескольких десятков опрошенных лишь одна девочка по имени Гаяне четко и уверенно сумела ответить на поставленный вопрос. Это ли не крах? Это ли не та пропасть, перед которой мы оказались сегодня, но почему-то, уверяя себя в иллюзорности “антуража”, с закрытыми глазами продолжаем идти вперед?!

— Стало быть, состояние национальной культуры...

— Да погодите вы с национальной — у нас напрочь отсутствует элементарная, бытовая культура. Вспомните, когда вас в последний раз внимательно и вдумчиво выслушал какой-либо чиновник? Ведь это же самые что ни на есть МАНКУРТЫ! Пока сверху не нажмут — они даже не почешутся. Но даже к этим манкуртам в последнее время свыше не проявляется должного внимания, и, о ужас, они пытаются что-то делать сами! И вы еще спрашиваете о культуре? О том, что хаотично и неразумно уничтожается в нашей стране?

Хотя, признаться, в том, что на сегодняшний день и журналиста, и актера беспокоят одни и те же вопросы культуры и искусства, есть немало положительного, и это внушает определенный оптимизм.

— Азат Николаевич, вы являетесь почетным гражданином Еревана. Однако сегодня, увы, не меньшую популярность в народе снискали приблатненные сериальные персонажи, созданные, кстати говоря, зачастую довольно неплохими актерами. Взять бы того же Ово из сериала на “Шант” ТВ,.. в котором и вы, помнится, поначалу играли.

— Ну, я думаю, наверное, не стоит объяснять, почему меня там сегодня нет? Я всегда говорил, что основная причина обесценивания духовно-нравственных устоев в нас же самих — в нашем молчании и в нашем нежелании радоваться успехам! Светлана Навасардян триумфально выступает в Токио, но ни одна газета, ни один телеканал об этом не сообщает. Аракс Давтян в очередной раз потрясает Москву — СМИ вновь безмолвствуют! В чем же дело? Откуда это равнодушие?

Ясно, что любой народ, лишенный интеллигенции, превращается в легко управляемое, а следовательно, и легко истребляемое стадо. Тому доказательством зачистки младотурок в начале прошлого века и результаты 1937 года уже во времена Советов. А что происходит в наше время? Не берусь сравнивать, однако факт остается фактом: совсем недавно в одной из газет были самым недостойным образом разобраны “на молекулы” все современные деятели культуры Армении. Однако никто так и не решился выступить против этого цинизма и хамства. Так и запомнилась эта газетенка — в белом смокинге... Пиррова, смею вас заверить, победа. И после этого вы хотите, чтобы наш интеллигент еще на что-то да претендовал? Думаю, скоро (да и, впрочем, сейчас) будет честнее попросту не именовать себя таковым.

— И в чем же вы видите спасение интеллигенции в нашем демократическом государстве?

— Демократическое государство подразумевает наличие демократического общества. Общества людей, свободных в своем выборе, мышлении и волеизъявлении. Увы, но что касается нашего общества, не секрет, что свободой тут и не пахнет. Мы загнаны в довольно мерзкие рамки. Мы самоутверждаемся за счет друг друга, не гнушаясь проступков и ошибок ближнего.

Почему у нас сегодня все шиворот-навыворот? Да потому что мы иссякаем! Нет творчества, но зато есть всенародное потребление. Мы в беспокоящей нас степени превратились в общество духовно и морально иссякающих потребителей. И в этом заключается корень зла!

Единственное спасение сегодня я вижу в творчестве. Если мы как нация не хотим кануть в Лету, то для начала обязаны вспомнить, чьими потомками мы являемся. Мы обязаны вновь возродить себя — в своем творчестве, в своих детях, в своем и их желании созидать!

1 комментарий:

  1. Отличный материал! Умный и мудрый собеседник!!!
    В самом деле: "основная причина обесценивания духовно-нравственных устоев в нас же самих — в нашем молчании и в нашем нежелании радоваться успехам! Светлана Навасардян триумфально выступает в Токио, но ни одна газета, ни один телеканал об этом не сообщает. Аракс Давтян в очередной раз потрясает Москву — СМИ вновь безмолвствуют! В чем же дело? Откуда это равнодушие?... любой народ, лишенный интеллигенции, превращается в легко управляемое, а следовательно, и легко истребляемое стадо..."
    ...Меня, московскую армянку, тоже потрясает равнодушие армянских СМИ к успехам соотечественников за рубежом Армении... и к успехам армян диаспоры... потрясает отсутствие крепких и постоянных связей с армянской диаспорой, не формальных, а выраженных в регулярном сотрудничестве "армян армянских" и "армян диаспорских"... это сотрудничество необходимо и необходимо постоянное в СМИ этого сотрудничества и имён-"маяков"... иначе чем и кем гордиться? на кого равняться? иначе нация оскудевает, "приземляется"...
    КАРИНА МУСАЭЛЯН-АРУЧЕАН, московский журналист и писатель

    ОтветитьУдалить