Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

воскресенье, 4 июля 2010 г.

ДРЕВО ЖИЗНИ В САРЬЯНОВСКОМ РАЮ

7 июля в Доме-музее Мартироса Сарьяна откроется выставка под названием «Древо Жизни в искусстве Сарьяна». «Каждый народ представляется мне могучим деревом, – писал великий художник. – Его корни уходят в родную землю, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат всему миру. Таково и искусство: всё истинное, ярко национальное всегда несёт в себе общечеловеческие начала». Моя собеседница и гид в мир творчества Сарьяна – директор Дома-музея Рузан Сарьян.

— Чем обусловлено ваше решение представить именно эту сторону творчества мастера?

Идея этой выставки возникла у меня уже давно, ибо символ Древа Жизни проходит красной нитью через все творчество Сарьяна, и является одним из ключевых для понимания сарьяновского феномена в искусстве вообще.
Начиная с 1904 года, одна за другой создаются графические и живописные работы, в которых Сарьян формирует свое образное восприятие природы, мира и вселенной и определяет место человека в этом пространстве. Черпая знания, накопленные на протяжении тысячелетий разными народами и культурами, творчески развивая эстетические и художественные традиции средневековой армянской миниатюры, Сарьян создает свой собственный мир образов и символов, среди которых особое место отводит Древу Жизни. Величие Сарьяна именно в том, что он совершенно по-новому, пользуясь средствами современного живописного языка, интерпретирует многочисленные трансформации мотива Древа: как Древа Мира (Arbor Mundi), как Оси и модели Мира (Axis и Imago Mundi), как Горы Мира (Арарат) и как Алтаря (Храм). Все эти символы объединены одной идеей, они являются связующим звеном между Землей и Небом, в них воплощено наше стремление к Богу, к Высшему разуму, к совершенству, к бессмертию.
Сарьян создает свою сказку, свое представление о земном рае, и продолжает мифотворчество в современном искусстве.

— Какой период творчества Сарьяна представляет эта экспозиция?

Сарьян писал деревья на протяжении всей своей жизни. Они пленительны, сказочны, фантастичны, Они манят нас под свою живительную сень и заряжают космической энергией. Они словно сквозь века доносит до нас шелест могучего Древа Жизни, посаженного в центре рая Великим Творцом. Помещенные, как правило, в центре композиции деревья Сарьяна, воплощают собой идею оси мира и все живые существа, включая человека, располагаются вокруг него. Это четко прослеживается в таких работах как “У дерева. Сказка” (1904), “ У гранатового дерева“ (1907), “У дерева.”(1908), “У колодца. Жаркий день” (1908), Финиковая пальма” (1911), “Персия” (1915), “Под абрикосовым деревом” (1953) и т.д.

— Поговорим немного о самих картинах…

Особо хочется остановиться на работе Сарьяна “У колодца. Жаркий день”. В этой картине он создал свое поистине фантастичное и удивительное Древо Жизни. Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с подземными водами, Древо растет в мире Времени и Пространства, а ветви его достигают небес и вечности. Ощущается сила и мощь ствола, с ярко выраженными возрастными кольцами. По нему устремляются ввысь силы земли, питающие крону. В знойный полдень от дерева вниз струится благодатная тень, создавая оазис покоя и гармонии, и сюда спешат люди и животные, ища убежище от палящих лучей солнца. Пронизанная солнечным светом крона дерева словно аккумулирует космическую энергию и питает ею все живое на земле.
Другим хрестоматийным символом Древа Жизни в искусстве Сарьяна является “Финиковая пальма”. В этом произведении, в финиковой пальме, словно слились воедино мифологические представления древних египтян, для которых пальма являлась символом бога солнца Ра и его дочери Богини неба и плодородия Хатхор и трансформация подобной морфологемы в христианской культуре и, прежде всего в искусстве средневековой армянской миниатюры, пальмы, как символа Девы Марии принесшей миру свой плод – Иисуса Христа.
Сарьян приклонялся перед солнцем не меньше чем древний египтянин, и финиковая пальма, как символ Древа Жизни выбран и воспет им не случайно. И вообще, изучая творчество Сарьяна, понимаешь, что ничего в его полотнах не могло быть изображено случайно, просто потому что это красиво и радует глаз.

Недавно прочитал Вашу статью о гербе, созданном Сарьяне, точнее, о его первоначальном варианте…

Сарьян унаследовал у наших средневековых мастеров образ мышления символами, и именно Сарьяном был создан герб Армении, максимально выражающий приверженность нашей страны своим основным ценностям, сформировавшимся на протяжении веков. Речь, конечно, идет не об официально принятом гербе, а о его первоначальном варианте, в котором Арарат был освещен лучами восходящего солнца, а долину с двух сторон обрамляли ветви Древа Жизни; остальное – виноград, колосья пшеницы можно было видеть на многих гербах союзных республик. И ради того, чтоб остался хотя бы Арарат, пришлось пожертвовать символами солнца и Древа Жизни.

— Я заметил, что на многих из представленных работ Древо Жизни находится близ храма или на фоне гор…

В некоторых своих композициях Сарьян выстраивает три трансформации мотива древа в один смысловой ряд – дерево, храм, Арарат. И это тоже не случайно, ведь писал он многие из своих подобных работ в те годы, когда разрушались храмы, низвергались святыни, людей лишали веры и Бога. В самые тяжелые безбожные времена Сарьян оставался верен своим принципам, своим идеалам.

— Можно ли считать сарьяновское Древо Жизни олицетворением пройденного им пути?

Он сохранил свою преданность Древу Жизни, как основному символу животворящих сил природы, произрастания, цветения, плодоношения, бесконечной жизни, бессмертному Духу. В конце жизни Сарьян создал целый ряд фантастических работ, на которых изображены деревья. Они выполнены фломастером на бумаге. Одна композиция, состоящая из трех деревьев, называется “Катя, Я и Лусик” (Катя младшая сестра художника). Эта надпись дает основание предположить, что в конце жизни Сарьян отождествлял себя и своих близких с деревьями. И на тех графических листах, где мы видим большое старое дерево со множеством ветвей, порой совсем засохшее, но сохраняющее былое величие, мы можем смело предположить, что это автопортрет самого художника.

— Сколько времени продлится выставка и намечаются ли в рамках выставки встречи, обсуждения?..

В нашу выставку включено более 40 живописных и графических работ. Возможно, когда-нибудь удастся собрать все работы Сарьяна, объединенные темой Древа, из музеев России и частных коллекций и сделать более полную выставку. А пока мы предлагаем посетителям нашей выставки двадцатиминутное слайд–шоу под органную музыку Баха, в котором можно будет увидеть работы, находящиеся за пределами Армении.
Наша выставка продлиться до сентября, на которую мы приглашаем всех почитателей искусства Мартироса Сарьяна.

— В этом году исполняется 130 лет со дня рождения великого мастера…

Государственная Третьяковская галерее откликнулось на наше предложение отметить юбилей Сарьяна, и 26 февраля 2010 года в Москве открылась выставка “Сарьян. Живопись. Графика” из фондов галереи. Вот уже 100 лет как фонды ГТГ пополняются произведениями Сарьяна, и сегодня в этой коллекции насчитывается 65 работ мастера. Должна выразить сожаление, что открытие выставки в ГТГ, будучи событием особой важности, не было должным образом освещено армянскими телеканалами, репортаж был подготовлен только каналом “Шант”, тогда как каналы “Культура”, “Звезда”, “ТНТ” и многие другие российские каналы это сделали на самом высоком уровне.

— Возможно, они собираются освещать наши мероприятия, посвященные юбилею — Сарьяна?

Может быть, хотя… 130-летний юбилей Сарьяна официально никто у нас отмечать и не собирается. Для истинных поклонников Сарьяна и, конечно, для его Дома-музея эта дата юбилейная, и мы сами – как говорится, на местах – делаем все от нас зависящее, чтобы эта дата не прошла незамеченной.
В день рождения Сарьяна у нас открылась выставка ”Сарьян в фотографиях”, а в мае открылась – “Творчество Сарьяна в годы Великой Отечественной войны”, приуроченная к 65-летию Победы. В сентябре в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина откроется выставка произведений русских и армянских художников из фондов музеев Армении. Сарьян будет представлен 15 работами, 6 из которых предоставит Дом-музей. В эти же дни на Старом Арбате на доме, в котором с1937 по 1970 год жил и работал Сарьян, будет открыта мемориальная доска.

— А чем живет и в каком положении находится сегодня Дом-музей Сарьяна?

За последние шесть лет нами было организовано 11 выставок, из которых хотелось бы особо отметить такие выставки как “Всегда новый Сарьян”, “Сарьян и Россия”, “Лусик – муза Сарьяна”, “Книжная графика Сарьяна”, выставку в Исси-Ле-Мулино в рамках года Армении во Франции “Сарьян или краски Армении”.
В этом году в Доме-Музее будет установлена система отопления и, наконец, после 20 лет совершенно недопустимых условий хранения бесценных полотен Сарьяна эта проблема будет решена. Это, поверьте, самый большой подарок к юбилею Мастера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий