Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Кустурица, "Алкоголь" и Свадебно-похоронный оркестр Горана Бреговича

Сегодня в СКК с успехом прошел концерт всемирно известного сербского композитора Горана БРЕГОВИЧА. Вместе со Свадебно-похоронным оркестром была представлена концертная программа под названием "Алкоголь".

Известность к Бреговичу пришла благодаря фильмам Эмира Кустурицы. Их встреча не только стала началом долгой дружбы, но и ознаменовала новый период в деятельности Бреговича — появились такие шедевры мирового кинематографа как "Время цыган", "Аризонская мечта", "Андеграунд", "Черная кошка, белый кот" и т.д. А в 1995 году король балканской музыки основал ансамбль "Свадебно-похоронный оркестр" и после десятилетнего сценического "молчания" вновь начал выступать с концертами по Греции и Швеции. "Музыка для свадеб и похорон", небольшая опера "Кармен со счастливым концом" и последний альбом — "Алкоголь: шампанское и сливовица" — прославились еще больше, чем киномузыка Бреговича. О популярности оркестра говорит статистика: полгода коллектив проводит в дороге, давая более ста концертов в год по всему миру.

Интервью с ним состоялось непосредственно перед концертом. Брегович произвел впечатление человека мягкого и спокойного, что совсем не укладывается в образ своенравного "цыганского барона", созданный журналистами. Впрочем, маэстро уже и не молод. Он выглядел уставшим, но общался охотно и доброжелательно...

— Вы достаточно успешный композитор и исполнитель. Вам удалось вывести свою формулу успеха?

— Вы знаете, что Сараево — моя малая родина. Поэтому моя жизнь, как и жизнь всех моих соотечественников, разделена на два периода — до- и послевоенные. До войны у себя на родине я был известным рок-исполнителем. Так случилось, что во время боевых действий я оказался в Париже, где мне пришлось все начинать с нуля. В этом была определенная сложность, но мне повезло, что своим вторым музыкальным рождением я обязан Парижу... Думаю, не следует бояться начинать со старта, любое начинание — это самое замечательное, что может быть в жизни.

— Свой последний альбом вы назвали "Алкоголь". Он состоит из "Сливовицы" и "Шампанского". С чем связаны такие названия?

— Я все-таки родом из тех мест, где употребление алкоголя, сопровождаемое танцами и всеобщим весельем, имеет давнюю национальную традицию. Кроме того, однажды на крупном фестивале я вдруг ощутил, что употребляю вино с большей, чем обычно, легкостью. Затем, после пересмотра видео этого фестивального концерта, мне пришла мысль записать пластинку с музыкой, побуждающей людей пить вино, танцевать и веселиться. Так и родился этот альбом...

— То есть с алкоголем вы "на ты"?

— Более того, во всех моих контрактах предусмотрено присутствие алкоголя на сцене! Думаю, не стоит оправдываться за то, что пишешь музыку, посвященную алкоголю. В нашем краю традиционно сложилось так, что музыка провоцирует употребление алкоголя. Хотя... если быть честным, наверное, единственное место, где я пью, — это сцена. Я из семьи, которая пострадала от выпивки. Я знаю, что такое злоупотреблять алкоголем и насколько печальные последствия могут быть от этого. Но ведь зависимость может быть не только от выпивки, она может быть от чего угодно. Для меня, например, единственным местом, вызывающим зависимость, является сцена.

— И сколько градусов содержит ваш концертный "Алкоголь"?

"Сливовица", без сомнения, крепкая. "Шампанское" несколько полегче.

— Вы как-то сказали, что приобрели виноградники и занялись изготовлением вина.

— Это так, только я не покупал их — они достались от отца. Главная проблема — с кем пить вино. Пить нужно с друзьями. Когда у тебя много друзей, есть с кем пить вино, а иначе нельзя. Купил виноградники — значит, у тебя должно быть много друзей.

— Ваше сотрудничество с Кустурицей началось еще в рок-группе "Белая пуговица"?..

— Ну, это совсем давно было — еще до войны. Самое тесное сотрудничество было, когда снимали "Время цыган" и "Андеграунд". Но потом все, этот союз исчерпал себя. Куда приятнее было бы провести эти десять лет с Анджелиной Джоли...

— Верно ли, что именно фильмы Кустурицы сделали вашу музыку популярной?

— Не думаю, что это так. Посмотрите, сколько существует разных композиторов и музыкантов, в том числе и совсем бездарных, и у них у всех есть своя аудитория. Вот, к примеру, Арво Парт — это и музыкой назвать сложно, но есть люди, которые слушают его. Диски с моей музыкой, написанной автономно от Кустурицы, продаются по всему миру — и в Европе, и в Австралии, и в Японии, поэтому я не думаю, что без фильмов Кустурицы меня бы не было как композитора.

— Состав ваших оркестров всегда очень необычный. Где вы находите всех этих совершенно разных людей?

— Я очень много гастролирую и во время поездок нахожу людей, которые играют со мной. В составе Свадебно-похоронного оркестра есть неграмотные люди, люди, которые даже читать и писать не умеют, а есть очень образованные — профессора и музыканты-профессионалы...

— Кустурица выступал в Ереване с концертом и заявил, что есть два народа, которым действительно интересно и необходимо искусство, — это сербы и армяне. Разделяете ли вы его мнение?

— В формулировке Кустурицы я заменил бы лишь слово "интересно" — искусство нам необходимо как воздух! Сами того, возможно, не осознавая до конца, мы продолжаем существовать исключительно благодаря искусству — находим и создаем его всегда и везде...

— Вы объездили почти весь мир — где вам больше всего понравилось?

— Посещая тот или иной город, я складываю впечатление о
нем, прежде всего по людям, с которыми общаюсь на своих концертах. Музыка — это язык нашего общения. Ведь уже доказано наукой, что речь у людей появилась намного позже, чем музыка. С помощью звуков, извлекаемых первобытным человеком из примитивных инструментов, достигалось взаимопонимание между людьми... В своей жизни мне довелось побывать во многих городах — красивых и не очень. В памяти остаются те, где я проводил время в общении с людьми. В Ереване я ощутил тепло и взаимопонимание. Мне здесь так же хорошо, как и дома.

— Вам приходилось выступать с исполнителями из других стран. А с кем из армянских музыкантов вам бы хотелось выступить?

— У меня достаточно плотный график гастролей, и моя нагрузка, к моему великому сожалению, пока не позволяет уделить внимание совместным проектам.

— В вашем ереванском концерте будет собрано все самое лучшее?

— Да, все самое лучшее. Также сыграю несколько вещей из Литургии, несколько композиций из кино. Кое-что из оперы "Кармен с хорошим концом". И естественно, песни из последнего альбома "Алкоголь".

...Мне нравится идея, что я как композитор из маленькой страны с небольшими культурными достижениями могу представлять свою музыку в стране с древнейшей в мире культурой. Ну и, конечно, я рад возможности увидеть новые места, встретить новых людей, послушать новую музыку...

1 комментарий:

  1. Молодец, Пашка! Апрес, Рубик-джан! Интересное интервью))) Он мне тут понравился больше, чем на сцене - там - ожидаемо, а тут - неожиданно))) Люблю! Бреговича)))

    ОтветитьУдалить