Каким только “изобразительно-прикладным”
креативом не поражают нас ежедневно водители столичных такси. Тут вам и иконы с
четками и пентаграммами, и талисманы-обереги с дисками, якобы защищающими от
всевидящего ока радаров, и крики души в виде табличек “Садясь в транспорт —
выключай мобильный телефон!” и т.п. Увы, за всем этим пышным убранством не
всегда виден человек — его духовный мир, непростая судьба. Да у нас,
признаться, и времени нет, чтобы тратить на всякого ближнего: “своя рубашка
ближе к делу” — лозунг нашего равноправного времени... Однако недавно мне
посчастливилось познакомиться с таксистом, поведать о котором широкой аудитории
посчитал своим долгом.
Так
вот, как-то утром, направляясь к автобусной остановке, я не без удовольствия
поймал себя на том, что отчетливо слышу... “Времена года” Вивальди. Музыка
нарастала по ходу приближения к остановке. Надо сказать, “Ачапняк, 2013 год” и
“Времена года” Вивальди понятия настолько разноплоскостные, что я даже ущипнул
себя. Не помогло. Ну Алла Левонян, ну Арам Асатрян, ну Тата, наконец — еще куда
ни шло, но Вивальди на остановке? То, что я увидел потом, выбило у меня почву
из-под ног окончательно — музыка звучала из стоящего неподалеку... такси!
Громко, зазывно — из маленького, но хорошо ухоженного “жигуленка”. Я невольно
подошел ближе, заглянул в салон. “Чего смотришь? Садись, давай!” — согласитесь,
нечасто нам приходится встречать бритых водителей, да еще и при полном параде —
костюм, галстук... “Наверное, кто-то из моих бывших консерваторских друзей, — подумал
я. — Подрабатывает, видимо. А что делать — жить-то надо, вот он и
выкручивается...” Сел, конечно. Назвал адрес, поехали. Пытаюсь завести
разговор.
— А это у вас радио включено?
—
Вай... Всегда один и тот же вопрос! Как же я от него устал. Ну почему радио, э?
Запись это. Антонио Вивальди “Времена года”. “Лето”... Да не смотри ты так на
меня — все равно не узнаешь.
— Стало быть, классику любите?
—
Люблю?! Ахпер джан, 5000 компакт-дисков, 800 бобин, около 700 винилок,
мини-диски, цифровые аудиокассеты, профессиональная аппаратура... И это не
только классика — джаз, джаз-рок, словом, качественная музыка. С 12 лет
коллекционирую!
— А как же вождение такси? Кстати, костюм
это ваша рабочая одежда?
—
Знаешь, у меня принцип: все, чем занимаюсь, делаю с удовольствием. Нет желания
— не берусь. Работа, сделанная через “не хочу, но надо”, вредит как
исполнителю, так и заказчику. Плохо это.
...Вот
я четвертый год вожу такси. Не скажу, что мечтал об этом всю жизнь — хорошо
было бы, конечно, что-то изменить, — но пока не жалуюсь и делаю свою работу с
радостью и гордостью. А чтобы позитив передавался пассажиру, нужно чтоб и
машина, и водитель выглядели соответственно. Помнишь, как Фрунзик говорил:
“Если мне будет прятно, то и тебе будет прятно!”
...Но
я не только музыку коллекционирую — биографии композиторов тоже изучаю: как они
жили?.. как творили?.. через что прошли?.. Вот мы сегодня слушаем Моцарта и
понять не можем, как это в человеческой (юной!) голове смогла уместиться целая
опера или симфония, и лишь потом оказалась на бумаге. Другие тоннами ее
переводят, но в башке ничего путного так и не рождается. А тут...
— Моцарт, я так понимаю, ваш кумир?
—
На, смотри — его профиль на моей визитке! (“О, Господи, у него и визитка есть”. —
Прим. авт.). Я не спорю — и Бах велик, и Бетховен, и Гендель, и многие
другие, но гений Моцарта недосягаем. Это отдельный мир, высшая степень! Создать
в такой короткий срок столько опер, симфоний, концертов, месс, канонов под силу
только сверхчеловеку. Так что в музыке у меня так: сначала Моцарт — потом все
остальные.
— А сами играете на музыкальных
инструментах?
—
Больная мозоль, ахпер джан... В детстве очень хотел научиться, не раз пробовал,
но вскоре понял, что это не мое. Ну не дал мне Бог таланта в этом, что
поделаешь... Но зато я еще больше зауважал композиторов и исполнителей, поняв,
какой это адский труд.
— Говорят, неудавшиеся исполнители
становятся неплохими музыкальными критиками. Не попробовали?..
—
Вот потому и культура сегодня в таком... Нет, каждый должен заниматься своим
делом!
...Конечно,
не нравится — и не только то, что слушают армяне, но и во всем мире. Упиваются
мусором, дешевыми рэпами, на 99% состоящими из ругани, дрянной попсой...
Поклонников не только классической, но и вообще качественной музыки, все меньше
и меньше. Мы загадываем на 20, 30, 40 лет вперед. А почему никто не думает, что
станет с человечеством через 200 лет? Страшно? Вот и мне тоже. Причем очень!
— Расскажите немного о себе... Как вы дошли
до жизни такой?
—
Мне 38 лет, закончил школу N 172 (с английским уклоном). Помимо музыки, люблю
медицину, астрономию, литературу — словом, все высшие науки, не имеющие
временного ограничения.
— “Книга — лучший подарок”, — говорили
раньше. Как вы относитесь к этому утверждению?
—
Без знаний, полученных из книг, человек не создал бы ни компьютеров, ни
самолетов, ни машин. То же самое можно сказать о музыке: классика —
первооснова. Даже рабис-певец, не будь он знаком с классикой, не сможет
исполнять свою “музыку”. Нужен первоисточник, откуда человек будет черпать свои
знания: будь то физика, химия, архитектура...
...Сегодня
всю мою коллекцию можно уместить в двух спичечных коробках. Но почему я этого
не делаю? Да потому что пропадет весь мой труд, пропадет коллекция, вся эта
красота!.. То же самое и с библиотеками — ну, допустим, разместили вы все это в
компьютере, а как же труд тех людей, кто создавал все это, собирал, корпел над
обложками, не спал ночами, стоял у типографских станков? Исчезнет вся эта
энергетика! И мы будем “наслаждаться” дешевым суррогатом, так же, как это
сегодня происходит в отечественной и мировой музыке.
Книга
— как церковь! Она простоит и пять столетий, и десять, и больше, а век
современных зданий недолог. Так что, конечно, книга — лучший подарок.
...Ну вот мы, кажется, и приехали. Ну как, ахпер джан, прочитать тебе сонет Шекспира — “контрольный”, на дорожку?..
...Ну вот мы, кажется, и приехали. Ну как, ахпер джан, прочитать тебе сонет Шекспира — “контрольный”, на дорожку?..
Я шел, а в ушах звучали его слова: “Небось,
писать обо мне будешь? Ну и на кой? Кому это будет интересно и что это
даст?”... Конечно, вряд ли история этого таксиста повлияет на курс армянского
драма или ход предстоящих выборов, равно как положение в музыке, да и культуре
в целом... Но, думается, она и не оставит равнодушными ереванцев, да и тех, кто
продолжает считать себя таковыми, находясь далеко от родины. Может, заставит задуматься...
“Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие, как водитель Вардан...”
Кстати, фамилии он попросил не называть. “Понимаешь, ахперс, у меня куча
штрафов — полиция вычислит и получится как в том анекдоте: так он еще и поет!”
Всем, кто сочтет эту историю вымыслом — желаю поскорее встретить Вардана и
лично проверить достоверность вышеизложенного. Приятного прослушивания!
Этот человек можно сказать практически легенда. И я думаю, что мало кто знал о нем что-то. Благодаря вам, теперь мы что-то узнали об этом замечательном человеке. Спасибо, Рубен.
ОтветитьУдалитьАшот
P.S. Такой вопрос - есть возможность (впридачу к вконтакте, фейсбук, т.д.) ставить под статьями также кнопку, чтобы можно было делиться в ЖЖ (livejournal)?
Спасибо за отзыв!
ОтветитьУдалитьОтносительно ЖЖ - вопрос не ко мне, а к blogger.com, потому что в опциях выдаются только эти значки для ссылок. ЖЖ среди них нет(...
Понятно. В любом случае, спасибо, Рубен.
ОтветитьУдалитьАшот