24
апреля профессору Ереванской госконсерватории, заслуженному деятелю искусств
Армении композитору Эдуарду Рубеновичу ПАШИНЯНУ исполнилось бы 90 лет. 29
апреля в Доме Москвы состоится вечер памяти: в исполнении учеников музшколы
им.Спендиаряна прозвучат произведения автора из альбома "От простого к
сложному", своими воспоминаниями об Эдуарде Рубеновиче поделятся его
ученики и коллеги. С некоторыми из них нам удалось побеседовать заранее.
Арам
САТЯН, композитор:
— Очень важно в начале пути встретить
настоящего педагога, которого будешь уважать, любить, ценить. Мне, как и всем
студентам Пашиняна, в этом отношении очень повезло. У Эдуарда Рубеновича было
редкое умение совмещать строгость и доброжелательность. Это заставляло нас быть
более ответственными. Позже его умения (в какой-то мере) "по
наследству" перешли к нам — его ученикам.
Студенты Пашиняна всегда выделялись — школа и
"выправка" были видны сразу. Мы были намного подкованнее своих
сокурсников, потому как не быть таковыми, являясь учениками Пашиняна, попросту
не представлялось возможным. Даже самый ленивый и, возможно, не особо одаренный
студент через энное время "расцветал" на глазах, преображался.
Помнится, какой-то период мы активно "подрабатывали": решали задачки
за других студентов, а их гоняли за сигаретами. Мы решали — они бегали. Все
были довольны до тех пор, пока нас не вычислил Пашинян и разыграл. Совершенно серьезно
он вдруг заявил: "Ребята, а где моя доля?.." Видя наше недоумение,
пояснил: "Вы, пользуясь полученными от меня знаниями, зарабатываете. А мне
что же — ничего? Непорядок..."
Вообще надо сказать, чувство юмора у Пашиняна
было отменным. Его лекции порой сопровождались нашим гомерическим хохотом. Что
самое главное, он умел вовремя, остро и точно пошутить, разыграть, при этом не
задев никого, не обидев, не унизив.
...Он любил повторять: "В музыкальной
школе вам семь лет объясняли, чего в музыке делать нельзя — я же буду учить вас
тому, что можно. Пробуйте, дерзайте!"
— Есть люди, встреча с которыми превращается
в праздник и остается с тобой навсегда. Это особенный дар людей, которые сами
пережили немало — пламя войны, горечь потери, — но сумели сохранить внутреннюю доброту,
теплоту и любовь к ближнему. Таким был Эдуард Пашинян. Мне посчастливилось быть
его учеником, а позже — коллегой.
Даже когда он отстаивал свою точку зрения,
порой не совсем обычную, он делал это с улыбкой, ничуть не унижая ни оппонента,
ни того, что тот говорит. Но отстаивать свое он умел! Его лекции в
консерватории превращались в разговор профессиональных людей, после которых
каждый из нас чувствовал себя чуточку умнее, чем был на самом деле. Светлая память...
Михаил
КОКЖАЕВ, композитор:
— Человек-легенда, корифей армянского
музыкознания — той его части, которая относится к фундаментальным основам
музыкальной теоретической науки. Его вклад в музыкальную теорию, и не только
относимую к национальному искусству, неоценим: созданные им учебники полифонии и гармонии представляют
собой образцы учебных пособий для высшей школы музыки самого высокого
достоинства. Если же вспомнить, что в мировой музыкальной педагогической
практике за всю историю становления образовательного процесса было создано не
более десятка достойных учебников музыкальной гармонии и полифонии, то Армения
может гордиться самим фактом существования этих пособий, созданных волей и
талантом армянского музыковеда.
Однако наследие Эдуарда Рубеновича Пашиняна
затрагивает значительно более широкие горизонты музыкальной науки: его
музыкальная теория — "Суперладовая система" — является несомненным
прорывом в фундаментальной музыкальной науке. По сути, это выход на тот уровень
познания, который является аналогом нанотехнологий, причем в наклонении, способном
описать как художественные явления фольклорных жанров, так и креативность
композиторского творчества.
Пожалуй, исследования в этих чрезвычайно
сложных областях музыкальной теории подвластны только человеку одинаково
глубоко вникающего в сущностные характеристики музыкальной материи и тонко
воспринимающего чувственность музыкального потока. Именно таким человеком —
творцом и мыслителем, был Эдуард Рубенович Пашинян!
— Он был категоричен и требователен по отношению
к работе — будь то композиция, научная или педагогическая работа — ко всем и в
первую очередь к себе самому. Но к студентам — особо! "Если вы не можете делать
что-либо в этой области, значит, выбрали не свою профессию, — говорил он и в
шутку добавлял. — Кстати, химический техникум тут за углом, никогда не поздно
исправиться..."
...Мы учились в трудные для Армении годы: без
света, без тепла, на занятия шли пешком. Но никто из нас и представить не мог,
что можно опоздать на занятия Эдуарда Рубеновича или же явиться без
выполненного домашнего задания. Эдуард Рубенович, как говорится, выжимал из нас
все соки. Дисциплина была строжайшая. "Профессионализм начинается с дисциплины",
— любил он повторять.
Занятия проходили очень насыщенно и
интересно. Ни одной свободной секунды. Но как только он замечал, что студенты
подустали, рассказывал какую-то занимательную историю или играл шуточную
мелодию, и только после этого продолжал урок. Ученики были влюблены в него.
Всегда внимательный к окружающим, чуткий, отзывчивый. С ним можно было говорить
на любые темы не стесняясь, начиная с профессиональных, заканчивая личными. А
все, что связано со здоровьем, его интересовало напрямую. Ведь по своей второй
специальности он был врачом — офтальмологом.
Эдуард Рубенович — великий патриот своей
родины. Думается, не случайно он родился в такой знаменательный для нас день —
24 апреля. Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен в руку,
перенес операцию... Но огромная любовь к музыке и несгибаемая воля молодого бойца-музыканта
позволили ему не только заново научиться играть поврежденной рукой, но и
закончить теоретико-композиторский факультет Ереванской консерватории. Он и
здесь воевал. А победным венцом стали два учебника на армянском языке —
гармонии и полифонии. Эдуард Рубенович очень гордился, что создал первые (и по
сей день единственный) учебники на армянском языке. Помню, я как-то спросила,
нет ли учебника по гармонии на русском (у меня русское образование), он
полушутя спросил: "Ты армянка или русская?.. Армяне должны читать
по-армянски!"
Учебник полифонии пролежал у него на столе
много лет. Как он обрадовался, когда наконец нашел спонсора для его издания.
Учебник вышел за четыре года до его смерти. Это не просто учебники — это
энциклопедии, глубокие капитальные труды, настольные книги для любого
музыканта, не только преподающего, но и творящего. Их можно применять как
самоучитель, настолько четко и подробно все изъяснено. "Учебники нужно
писать так, чтобы у читающего никаких вопросов не возникало" — Эдуард
Рубенович руководствовался этим принципом.
Вместо
послесловия немного информации и статистики. Эдуард Пашинян является автором
уникальной суперладовой системы в музыке и единственных до сих пор учебников
гармонии и полифонии на армянском языке. I том "Учебника гармонии"
был издан в 1960 году, двухтомник — в 1987. В 1998 вышел в свет последний труд —
"Полифония" — на средства архиепископа Шаге Ачемяна. Сегодня эти
книги — в весьма плачевном состоянии и в крайне ограниченном количестве —
хранятся в библиотеках разных вузов. Возникает вопрос: чем же так Пашинян не
приглянулся независимой Армении? И ведь он не одинок — это всего лишь одно имя
из длинного списка незаслуженно забытых... Хочется надеяться, что статус
Всемирной столицы книги обяжет определенные структуры серьезно заняться этим
вопросом и бесхозные, "канувшие в Лету" труды будут наконец
переизданы. И уж тогда с чувством исполненного долга можно будет преклонить
голову и сказать: "С днем рождения, Мастер!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий