16 февраля в воз- расте 86 лет скончался за-служенный артист
Армянс-кой ССР, кинорежиссер и сценарист Арман Манарян. Не так давно в
кинотеатре “Москва” состоялась пре-мьера первого полноме-тражного армянского
ани-мационного фильма “Сасна црер”(«Неистовые из Сасу-на»), тогда Арман
Христо-форович дал интервью, от-рывки из которого предста-вляем ниже.
— Арман Христофорович, ваш дебют в анимации
состоялся 25 лет назад, это была “Сказка о зеркале”, в 1994 г . появилась “Невежда”
по сказкам Айгекци. А что для вас “Сасна црер” — очередная работа, которую,
наконец, удалось довести до конца, или это нечто новое, глобальное?
— “Сасна црер” — произведение,
знакомое нам со школьной скамьи, а кому-то, возможно, и пораньше. Признаться,
пришлось немало потрудиться, чтобы представить эпос в яркой, выразительной
форме и без семантических потерь. Признаюсь, пришлось нелегко, ведь был
затронут пласт, где скопилось немало недосказанных, а порой и просто забытых
тем. К тому же “Сасна црер” — мощное, объемное эпическое произведение, имеющее
как художественную, так и историческую, я бы сказал, политическую ценность для
Армении. Так что это не просто попытка банальной реализации творческой идеи —
тут все намного серьезнее.
Идея экранизации забрезжила очень
давно. Я изначально старался сконцентрировать внимание на историческом и
этнографическом аспекте. Когда идея приняла более или менее ясные очертания,
когда в ней слились воедино все мои мысли и слова, то я понял, что не сделать
этот фильм я попросту не смогу. Я подходил к “Сасна црер” как к монументальному
полотну и как режиссер-постановщик считаю, что мы смогли-таки решить
поставленные перед собой задачи.
Эпос “Сасунци Давид”, по сути,
представляет собой концепцию освободительной борьбы нашего народа против
иноземных захватчиков. Давид из Сасуна — достойный потомок своих бесстрашных
предков и богатырь, олицетворяющий собой храбрость, стойкость и героизм. Я
очень надеюсь, что картина сыграет определенную роль в современном армянском
обществе, а особенно среди молодежи. Увы, подрастающее поколение не склонно к
чтению, но я не теряю надежды, что фильм “Сасна црер” сможет вызвать у них
интерес именно к прочтению эпоса. Нелишним будет вспомнить, что именно
празднование 1000-летия этого эпоса Арутинов провозгласил в 37-м для
поддержания духа армян. Прошли выставки — у нас и в России, были выпущены
сборники в переводах на многие языки, наконец, родился гениальный памятник
Кочара, навеки ставший символом не только Еревана, но и Армении.
...Фильм мы планировали завершить
за три года, однако масштаб работы пошел вразрез с финансовыми возможностями,
так что я вынужденно не раз останавливал работу — как оказалось, на несколько
лет — и занялся поисками спонсора. Коим и стала компания “Гранд Кенди”,
благодаря которой спустя 8 лет картина вышла на экраны.
— “Сасна црер” является
редким исключением — наконец-то частным лицом финансируется проект, в котором
участвуют бесспорные профессионалы. Ведь спонсоры зачастую не слишком-то
разборчивы в выборе...
— Абсолютно согласен — “Сасна црер”
очень повезло со спонсором. Что же до иных проектов... мне кажется, у нас
напрочь отсутствует институт как спонсоров, так и меценатов. А все потому, что
нет способа дать спонсорам понять, что стоит финан-сировать, а что нет. Потому,
по моему глубокому убеждению, необ-хоима целенаправленная работа с
потенциальными спонсорами и меце-натами. Чтобы их средства не шли на средние,
невыигрышные для нацио-нальной культуры проекты. Надо будет усовершенствовать
законодательство. И всем этим должно, на мой взгляд, заниматься Министерство
культуры — прежде всего при помощи такого мощного инструмента, как компетентные
независимые худсоветы.
— Какие фильмы, по-вашему, нам надо снимать?
— Сегодня все бывшие советские
республики повернулись лицом к своему прошлому. И все снимают исторические
картины, ничего не жалеют, никаких средств. Мы же обращаемся к историческим
темам крайне редко. В результате мы имеем кино, которое лишь в исключительных
случаях способно рассказать мировой общественности об Армении, ее народе,
истории и т.д. То есть если считать, что культура — это собирательный образ
нравственных, моральных и материальных ценностей, знаний и традиций нации, то с
болью в сердце приходится констатировать, что на сегодняшний день в Армении пользуется
большой популярностью именно некультурный кинопродукт.
Я не случайно заговорил о
необходимости худсоветов. Смотрите, что происходит: сегодня на госуровне
экранизируются произведения Ширванзаде, Нар-Доса, других классиков — они очень
важны и нужны и для страны, и для диаспоры, поэтому, я считаю, к этому
необходимо подходить очень осторожно, доверяя фильмы исключительно
профессионалам. А у нас, к сожалению, наблюдается обратная картина. Делают
правое дело, но... левой рукой. Так штампуется посредственная кинопродукция,
являющаяся, по сути, результатом обостренного “эго” съемочной группы и
представляющая по своему художественному качеству дилетантский сумбур. Причем
как в кино, так и на телевидении.
— А что на ТВ хорошо и что
плохо?
— Хорошо то, что, несмотря на
серьезный декаданс, на телевидении есть талантливые, перспективные ребята. А
плохо то, что им дана абсолютная свобода как мыслеизъявления и поведения, так и
последующего самовыражения. Очень плохо, что ими никто профессионально не
занимается: их некому учить, некому направлять... А кто сегодня пытается учить,
да и вообще рулить культуру на телевидении? Все это, повторюсь, вопросы,
требующие серьезного государственного вмешательства. И начинать, как мне
кажется, надо с азов, прежде всего с реформации системы образования. О каком
развитии можно говорить в обществе, где образование и культура курируются
разными госструктурами? Надо все пересматривать. Сложно, конечно, но… надо.
Понимаете, НАДО!
Комментариев нет:
Отправить комментарий