“Мне довольно сложно говорить сегодня об армянском кино, о национальной культуре, да и вообще об Армении... Бессмысленно как-либо оценивать культурное пространство, в котором не желаешь более себя видеть”, — вот с такой минорной ноты началась моя беседа с известным режиссером, оператором и продюсером Кареном ГЕВОРКЯНОМ.
— А может, не все так трагично? Может, наоборот — где-то и закономерно?
— Закономерность есть во всем, хотим мы того или нет. К примеру, в 20-е годы в Армению извне привлекались различные деятели культуры. Люди-институты! Они-то и воссоздали культурное общество из разрозненной, сбитой с толку войнами и погромами нации. Каждый из них стал одним из столпов той культуры, которой мы гордимся до сих пор и которая варварски разрушается на наших глазах. Вы думаете, сегодня нет таких людей-институтов? Ерунда, такие люди есть всегда — просто они сегодня не нужны! Ведь за карточным столом необходимы игроки, а не творцы. Если сегодня и предъявлять какие-то серьезные претензии, то лишь к элите — то есть к образованной части общества. Как же это так получается, что мы все прекрасно понимаем, но ничего не делаем? Подписываться под общей виной довольно легко, а пытаться что-то исправить — почти утопично. В результате — закономерность: народ имеет ту культуру, которую заслуживает.
Далее. В прошлом году я снял двухсерийный документальный фильм “Геноцид без комментариев”, который, как выяснилось, оказался никому не нужен — ни в диаспоре, ни здесь. Я столкнулся с вопиющим отношением к этому предмету. Более того, нашлись даже люди, которые попытались мне втолковать, что я залез в их “бостан”. Одна лишь “похвала” от директора Музея геноцида чего стоит — он официально пообещал вскорости расправиться с нашим фильмом. В вину мне вменяется попытка рассорить армян с дружественными немцами. Теми, чьи предки в начале прошлого века не менее дружно истребляли наших. И это тоже закономерно?..
— Стало быть, состояние национальной культуры...
— Я не могу оценивать это состояние, потому что не присутствую физически во всех фрагментах этой культуры... Тем не менее я, как и многие, смотрю время от времени телевизор. И считаю руководителей каналов, которые плодят этот сериально-криминальный обезьянник, настоящими преступниками. Врагами народа, если хотите! Это же работа на деморализацию людей, на разложение общества. Ведь если бандиты и жулье сегодня — герои жизни, то это уже конец. Опомнитесь, не про то наша жизнь. Это же какая-то патология — люди зомбированы развлекаловкой! Перед телеканалами поставлена четкая и ясная задача — развлекать и тем самым отвлекать людей от истинного положения вещей в стране. Чушь! Человека нельзя отвлечь от урчания в его желудке. Телекартинками нельзя увести человека куда-то — его можно лишь испортить. Можно превратить в циника, в урода — в кого угодно, но только не в порядочного и нормального человека. Я лично воспринимаю все это как настоящую диверсию!
— Но ведь кино в силах перебить эту “развлекательную” зависимость, перенеся человека в иное интеллектуальное пространство...
— А где вы видели кино? Сегодня сплошь и рядом снимаются “интеллектуальные” фильмы, которые понимают лишь сами создатели да их ближайший круг друзей. Ну и еще этот “пиф-паф”, сериалы и прочая ересь. А кино — настоящее кино — должно быть где-то посередине,.. но его, увы, там нет.
Кино — это Шукшин, которого не стало, кино — это Грант Матевосян и та эпоха, которая, увы, не повторится. Кино — это про жизнь! Кино — это история человека. А когда вы у нас в последний раз смотрели фильм о стране или о людях!
— Так почему же вы предпочитаете молчать?
— Я не хочу говорить о кино — я продолжаю (несмотря ни на что) его снимать. И предпочитаю быть вдалеке от тех “проблем”, которые наши горе-деятели кино сами создают (себе же на голову), поклоняются им и не гнушаются даже “инкриминировать” окружающим. А проблем-то на самом деле и нет — есть бескультурье и отсутствие профессионализма. Равно как и нет поставленной задачи, а есть лишь тупое желание быстро и много зарабатывать. Зарабатывайте, ребята, — и что?..
А вот вы возьмите и снимите кино о стране, о людях — увидите, как люди побегут его смотреть. Но ведь это надо уметь делать! А для этого в свою очередь надо уметь любить этих людей. А это порой куда труднее, чем... снимать кино.
К своему стыду я кроме Фрунзика Мкртчана из армянского кино не помню. Грузинское кино помню, армянское не отложилось.
ОтветитьУдалитьАрмянское радио помню. Притчу во языцех, как какая проблема, то армянское радио тут как тут )))
Но судя по всему сериалы снимаются, дубляж производится, может рано пока говорить о закате? Индийский Боливуд тоже сначала с помойки начинал, сериалы для имбициллов и дегенератов, а сейчас целая индустрия выросла ( про производству киношного очень ширпотреба, но выросла)))
Тяжела она - арийская доля... :)
ОтветитьУдалить