21 февраля известному армянскому композитору Адаму Гегамовичу Худояну исполнилось бы 90 лет. А ровно 10 лет назад вышла в свет его книга “Воспоминания” в общей редакции друга композитора, музыковеда Армена Будагяна. Предисловием оттуда начнем и мы сегодняшние воспоминания:
Адик был неповторим.
Это был современный Горацио — преданный и нежный друг с улыбкой на лице и шуткой на устах. Это был новый Фигаро — всем нужный, вечно на помощь спешащий. Это был Тиль Уленшпигель наших дней - динамичный, насмешливый, всеми любимый.
Адик — своего рода Остап Бендер: великий комбинатор. Только действовал он в обход собственных интересов.
Его поистине компьютерная память могла в любой момент выдать достовернейшую информацию. Обо всем и обо всех. В творчестве умел быть сосредоточенным и немногословным.
В жизни — наоборот. Любой, пообщавшись с Адиком, называл его другом на всю жизнь. Окружение его было широчайшим, но по-настоящему он дружил с немногими.
Невысокий, худощавый (“Мой сорт такой!”), в чем-то артистичный и даже аристократичный, Адик был человеком широкой души, горячего сердца. “Солнечным юношей” оставался он даже в преддверии своего 80-летия. Таким и запомнился всем, его знавшим…
Представляем вниманию читателей выдержки, цитаты из писем к композитору, а также афоризмы о нем четырех его ближайших друзей.
Александр Арутюнян, композитор,
Армения
”Адама Худояна уважаю как композитора, который в эпоху повального увлечения музыкой “авангарда” сумел сохранить свое творческое лицо. Произведения его - своеобразные автопортреты, отразившие непосредственность его натуры”.
Армения
”Адик — личность удивительная, неповторимая. Это отзывчивый друг и, главное, талантливый композитор. Произведения его отмечены оригинальностью”.
Армен Будагян, музыковед,
Армения
”В Венеции, разглядывая мозаичное изображение в соборе San Marco, Адик заметил: “Тут каждый камешек на месте. Снимешь один — нарушится вся композиция”. Так и в мозаике армянской музыки: “камешек” Адама Худояна — на своем месте”.
Стефа Драганова, музыковед,
Болгария
”Здравствуйте, дорогой Адик!
Вы верны себе — появились внезапно, чтоб исчезнуть так же неожиданно. Спасибо Вам за все: за радушный прием и за те часы, которые уделили нам, чтоб показать Вашу замечательную Родину и солнечный Ереван”.
Казимеж Сероцкий, композитор,
Польша
”Милейший Министр заграничных дел Союза композиторов Армении! Не теряю надежды видеть Вас в Варшаве в ближайшее время своим гостем. Шлю Вам дружеский привет!”.
Алис Терзян, композитор, Аргентина
”Дорогой Адам!
Артисты моей группы с радостью играли твою музыку в Аргентине и странах Европы в 1979, 1980 и 1981 годах. Виолончелист Лео Виола очень любит твою Виолончельную сонату и собирается исполнить ее также по радио… “.
Карл Хайдмайер, доктор философии,
профессор, Австрия
”Дорогой друг Адам! Часто слушаю пластинку с записью твоего Виолончельного концерта, романсов, Соло сонаты для виолончели и испытываю удовольствие, поскольку сам я ощущаю и пишу очень схоже. Все впечатления от Армении незабываемы: будь то природа или музыка, архитектура или художественные выставки, Дилижан или озеро Севан… “.
Лазарь Сарьян
”Внутренний мир нашего неповторимого Адика во много раз объемнее его миниатюрной фигуры”.
Александр Арутюнян
”Адик — своего рода достопримечательность Армении”.
Эдвард Мирзоян
”Общаться с Адиком серьезно — это несерьезно”.
Арно Бабаджанян
”С Адиком сложно, но без него невозможно”.
…В яркий солнечный весенний день его не стало. Это случилось 1 апреля — в день шуток, розыгрышей, высокого настроения. По армянскому телевидению в этот час шла передача “Дом смеха” при участии Адама Худояна (видеозапись была сделана задолго до этого). Многие звонили Худоянам, чтобы поздравить с передачей и справиться о состоянии его здоровья.
Весть о его смерти болью отозвалась в сознании его друзей и близких…
Комментариев нет:
Отправить комментарий