Октябрь
уж не за горами, и вновь его приход ознаменуется в Ереване началом очередного,
на этот раз уже XI театрального фестиваля HIGH FEST, который продлится аж до 12
октября. Приятно наблюдать, как город расцветает разноцветными бейджиками, а в
воздухе витает загадочный аромат праздника. Но что нового откроет зрителям
грядущий фестиваль? Чем будет он отличаться от предыдущего? Об этом и не только
наша беседа с президентом HIGH FEST-а Артуром ГУКАСЯНОМ.
— В
прошлом году ваш фестиваль отмечал свой первый серьезный юбилей. Зрители
ожидали чего-то супер-оригинального, фееричного, однако вместо этого...
— Получили такой же фестиваль, как и всегда,
не так ли?.. Объясню, дело в том, что мы дошли уже до такого уровня, когда
связями, улыбками, поиском новых контактов, участием во всякого рода больших
театральных тусовках, энтузиазмом и седыми волосами ничего
супер-пупер-оригинального и фееричного не получишь. Не бывает так — нигде и
никогда. Нужны средства, нужна реальная заинтересованность государства,
выражаемая не только устно, но и более ощутимо. И бюджет увеличивать надо не на
один миллион или два — нужна серьезная поддержка фестивалю, который не словом,
а делом доказал свое право на существование, застолбив за собой заслуженное
право называться одним из лучших на постсоветском пространстве. А нам вместо
увеличения урезают бюджет — в прошлом году было 33 млн драмов, а в этом — 32.
—
Ну теперь все понятно, чем предстоящий фестиваль будет отличаться от
предыдущего...
— Не иронизируй. На наш вопрос: "Почему
же так?.." отвечают, мол, даем, сколько есть — чем вы недовольны?
—
... и вообще будьте довольны, что хоть столько даем...
— Нет, ну не до такой степени, конечно, но до
разговора о реальных нуждах и чаяниях фестиваля дело никак не доходит.
—
Ну это глас Минкульта. А как ситуация с частными спонсорами?
— Тут тоже без перемен... Все как прежде:
скажем, организация, занимающаяся нашим ребрендингом — ведь это первый
фестиваль после юбилея, новое начало, — будет в качестве спонсора разрабатывать
нам лого, новый стиль и т.д. На этот раз все будет разрешено в стилистике high
chemistry (высокая химия).
Другой спонсор — гостиница "Арарат"
— как и прежде разместит у себя некоторых гостей и предоставит помещения для
проведения закрытия фестиваля, за что мы, безусловно, очень благодарны. Но ряды
наших спонсоров не пополняются новыми именами, так что и особенных изменений в самом
фестивале не предвидится. А очень хотелось бы...
—
Ну с минусами понятно. А как же плюсы? Ведь не все же так трагично...
— Кстати, порой именно минусы оборачиваются
плюсами — к примеру, нам очень повезло, что в этом году в Грузии сменился
режим. Спросите, каким образом? Да очень просто — Литва регулярно отправляла
делегатов на театральный фестиваль в Тбилиси, а на нас им денег, как правило,
не хватало. В этом же году, в свете изменений в Грузии, решила попридержать коней
и от поездки туда отказаться. В результате образовались свободные средства,
которые они и решили потратить на приезд в Ереван. О нашем фестивале в Литве
слышали лишь положительные отзывы, как признаются, давно собирались приехать,
да вот средств не хватало. В этом году хватило, и одним из несомненных
хедлайнеров нынешнего фестиваля станет литовская труппа небезызвестного
Оскараса Коршуноваса. Он входит в тройку самых известных литовских режиссеров
современности, дружит и работает с самыми известными молодыми драматургами
современной Европы, делит площадку Национального драматического театра Литвы в
Вильнюсе с Эймунтасом Някрошюсом и Римасом Туминасом...
—
Они выступят на открытии?
— Нет, фестиваль откроется 1 октября
замечательным спектаклем "Животные и дети на улице" британского
театра "1927". В 2011 году в Эдинбурге этот коллектив был признан
лучшим, именно тогда мы с ними познакомились, и я предложил им участвовать в
нашем фестивале. На 2012 год у них уже были запланированы американские
гастроли, и мы договорились на 2013-й. Спектакль, надо сказать, очень смешной,
почти без текста, мультимедийный — с живым тапером, анимацией и т.д. Очень
рекомендую.
—
Многие зрители жалуются на языковой барьер. Как думаете решать эту проблему?
— Я не думаю, что этот упрек относится к
нашему фестивалю. Мы, как и прежде, стараемся при отборе участников
ориентироваться больше на визуальные спектакли, яркие, не зависящие только от
текста. Ну или в крайнем случае, чтоб они были хоть на русском языке. Есть
спектакли, которые идут с переводом, были даже попытки ставить титры, раздавать
синопсисы...
—
Чем объясняется 12 дней фестиваля — спектаклей все же будет больше обычного?
— Нет, просто дело в том, что нам пришлось
подстраиваться под некоторых участников. К примеру, "1927" может
выступить только 1 и 2 октября, а итальянский театр "Кореа" лишь
12-го. Разумеется, в остальные дни также будут интересные спектакли, но
разительного отличия в количестве предлагаемых спектаклей не предвидится.
Надеемся наверстать в качестве — в частности, хотелось бы отметить спектакль
Владиславса Наставшевса "Фрекен Жюли" (по пьесе Августа Стринберга),
который будет представлен в нашем НПАКе. Уверяю, для многих это будет
потрясение — просто восхитительный спектакль!
Хотелось бы отметить спектакль
"Узбек" Талгата Баталова — рассказ от первого лица о том, что
творится в головах и повседневной жизни гастарбайтеров. Баталов сочинил
спектакль о самом себе — актере и режиссере из Ташкента, работавшем у себя на
родине в знаменитом театре "Ильхом" под началом Марка Вайля. В
Узбекистане он считался русским, а в России его считают узбеком. Его
моноспектакль — документальный стендап, уникальный для нашего театра опыт
рассказа актера о своей личной судьбе, монолога от первого лица, словом,
разговор с аудиторией без привлечения внешних эффектов. Кстати, зеленый
узбекский паспорт с графой "национальность", узбекское приписное
свидетельство, заявление об отказе от гражданства Узбекистана — все это
пускается по рядам, и личную биографию автора спектакля можно почувствовать
даже на ощупь. При всем этом спектакль очень легкий, смешной — думаю,
понравится нашему зрителю.
Также будут спектакли из Ирана, Грузии,
России...
— Спектакль Рубена Бабаяна "Дзынь",
будет много молодых коллективов, непременно Маленький театр под управлением
Ваана Бадаляна, театр "Мигр"... Остальные театры по большей части
сохраняют "завидный" нейтралитет.
—
Ну и напоследок, где все это будет играться?
— Наши театры — на своих площадках, а гостям,
как и прежде, сцены любезно предоставят ТЮЗ, Русский театр им. Станиславского,
Камерный театр, Маленький театр, НПАК, театр "Амазгаин" и, конечно
же, театр кукол им. Ов. Туманяна, где и будет находиться по традиции
штаб-квартира фестиваля. Так что до встречи, ждем!..
Дорогой Рубен, читаю все ваши интервью и получаю каждый раз громадное удовольствие от их стиля и содержания. Инфотэйнмент самого высшего качества!
ОтветитьУдалитьПродолжайте дальше так!
До встречи в будующем году!
Ваш Борис Лившиц,
Ницца, Цюрих
Огромное спасибо, дорогой Борис!
ОтветитьУдалитьВ надежде на скорую встречу!
Хотелось бы знать, где и как можно подробней ознакомится с конкретной программой включая даты, площадки и названия спектаклей), а также заранее приобрести билеты. Спасибо, Женя
ОтветитьУдалить