В Камерном театре состоялась премьера спектакля «Белые аис-ты»,
посвященного апрельским во-енным событиям и, пожалуй, пер-вой, вообще театральной
постанов-ки, в которой затрагивается тема произошедшего и происходящего в Арцахе
за последние 25 лет. Наш собеседник — автор спектакля, худрук театра Ара
ЕРНДЖАКЯН.
— Этот спектакль,
в первую очередь, посвящен памяти тех ребят, которые погибли в эти дни, геройски исполнив свой долг перед
Родиной. Их имена рефреном проходят через весь спектакль…
Что
же касается, первой или не первой постановки об Арцахской войне, скажу лишь то,
что, Камерный театр всегда первым реагировал на происходящее в стране: начиная
со спектакля «Айк» и до спектакля «И зен!» («К оружию!»). В них были освещены и
сумгаитские события и, далее, арцахская война и т.д. Точнее, спектакли были не
об этом, но эти темы затрагивались. На этот же раз впервые представлен
спектакль, полностью посвященный произошедшему в Арцахе в начале апреля. Надо
отметить, сделан был он очень быстро, практически за месяц — так же, как и
некогда «Айк», — за десять дней была написана пьеса и за двадцать дней реализована
постановка. Спектакль, как бы
условно, состоит из четырех частей: «Турция-Азербайджан», то есть наше отношение
к этим странам, или стране, далее, вторая тема — весь мир, и его отношение к
происходящему в этом регионе, затем третья часть, посвященная России и ее
позиции относительно разворачиваемых событий, активного участия, и, наконец,
четвертая тема — обращение к Богу и, если там можно выразиться, выяснение отношений
с Ним относительно того, как Он допускает все это. Через все это, повторюсь,
проходят ребята, невернувшиеся с поля боя…
— То есть, можно
сказать, этот спектакль — гражданское слово Камерного театра?
— Я часто слышу,
что в Армении интеллигенция, как бы, ничего не говорит, больше отмалчивается,
не реагирует. Камерный театр, повторюсь, всегда старался реагировать на
происходящее. Моя позиция — не выходить на площади и кричать требования, у меня
есть мое оружие, моя сцена, и я пользуюсь им как могу. Реакция нашего театра
всегда бывает достаточно быстрой и, будем надеяться, и на этот раз — точной.
В
спектакле задействованы четыре актера, из которых молодой только Ваге Зироян.
Остальные трое уже «старики»: Рафаел Ераносян, Мхитар Аветисян и Сеник
Багдасарян.
— Каким вы, не как худрук театра, а как
гражданин, видите, дальнейшее развитие событий в Арцахе? Каково ваше видение
разрешения этого конфликта?
—
Финал должен быть — его не может быть. Вопрос лишь в том, какой. Либо мы войдем
в Баку, либо они войдут в Ереван — это один ва-риант, самый нелепый, на мой
взгляд, самый идиотский. Либо… даже слож- но выговорить это слово… помиримся и
будем жить как нормальные со- седи. Что тоже весьма фантастично звучит. Но
альтернативы этим вари- антам нет. К сожалению, последние события все больше
отдаляют нормальное решение конфликта, потому что там, где кровь, говорить о
мире, об установлении каких-то отношений, довольно сложно. Лет
десять-пятнадцать назад об этом можно было говорить гораздо более уверенно,
веря в эти слова. Но и даже после произошедшего, альтернативы нет, надо искать пути...
Но
этот спектакль абсолютно не об этом. Скорее, наоборот. Однако если говорить вне
постановки, то решение должно быть найдено, и… вне поле боя. Избитая истина, но
это так. Или же должен повториться сценарий с Золотой ордой, когда триста лет
русские терпели бесчинства всяких ханов Батыев, за это время тайком точили свои
мечи, а потом в один прекрасный день сказали «баста» и дали неприятелю по
мозгам. Что характерно, основательно дали, так что татаро-монгольское
закончилось раз и навсегда. То есть если проецировать на наши события, то если
так, то мы нацеливаемся, чуть на Баку и «наше дело правое!» Но в этом случае
нужна совершенно другая политика. Я и к этому тоже нормально отношусь…
Для меня
худший вариант — это то, что происходит сейчас: неожиданные нападения,
обстрелы, в которых погибают молодые ребята. Мы не Китай, не можем позволить себе,
допустим, двести тысяч убитых — слишком большая «роскошь». Поэтому, повторюсь,
альтернативы нет. Но решение вопроса мирным путем должно быть найдено и
реализовано в рамках специально разработанной и, возможно, изначально не широко
декларируемой программы. Не будет найдено решения — меняем вектор: нацеливаем
свои пушки на Баку, азеры — на Ереван. Это не шахматы, тут, увы, не так уж
много решений…
— Что ожидается после премьеры? Какие новые
проекты?
— Еще в
процессе репетиций «Белых аистов» информация о спектакле каким-то образом
просочилась во Францию. И вот уже в июле ожидаются гастроли с этим спектаклем и
постановкой о Ереване под названием «Признание в любви»: Париж, Лион, Марсель,
Ницца… Ну а потом, если все пройдет хорошо, после небольшого отдыха вернемся к
работе и снова… что-нибудь придумаем — стоять на месте не умеем.
Рубен Пашинян, "Новое время"
Комментариев нет:
Отправить комментарий