1 октября в Русском театре им. Станиславского стартует XIV
Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Что нового
ожидается в этом году? Какие постановки наших и зарубежных мастеров и,
соответственно, их мастер-классы состоятся в рамках фестиваля? Об этом и многом
другом беседуем с президентом фестиваля Артуром ГУКАСЯНОМ.
— Ну, начнем с хедлайнеров, с
открытия. Фестиваль откроется долгожданным спектаклем «Семь лун» театра «Ильхом».
Почему долгожданным, дело в том, что мы уже не первый год пытаемся пригласить
этот замечательный коллектив, и вот на этот раз это удалось. В главной роли
выступит сам худрук театра Борис Гафуров. Надо сказать, театр «Ильхом» — один
из первых на территории Советского Союза профессиональных негосу-дарственных
театров. Он был основан в 70-х режиссёром Марком Вайлем, который до своей
трагической гибели являлся его худруком, и группой выпускников Ташкентского
театрально-художественного института как театр-студия профессиональных актёров.
«Ильхом» — арабское слово, означающее «вдохновение, которое посылает Бог
творцам», или иными словами, вдохновение, ниспосланное свыше. Первоначально, в
1976 году, когда театр возник, такое название имел клуб творческой молодёжи,
под началом которого начал своё существование театр. Позднее это слово прочно
закрепилось именно за театром. Выступлением такого замечательного, интересного
театра откроется нынешний «Айфест» — это знаковое не только для нас, но в целом
для театральной жизни Армении, событие.
Также в рамках фестиваля спектакль
«Братья Карамазовы» представит Театр-студия «Небольшой Драматический Театр» —
профессиональный государственный театр, созданный на базе выпускного
актерско-режиссерского курса Царскосельского филиала СПб Государственной
Академии Театрального Искусства «Интерстудио» под руководством Льва Борисовича
Эренбурга. Это самый лучший студенческий спектакль, который мне когда-либо
доводилось видеть — уверен, та же «молния» поразит наших зрителей при просмотре
этой замечательной постановки. Слава Богу, мэрия помогла нам привезти этот
коллектив. Сейчас работаем над тем, чтобы привезти сюда театр Максима Горького
— это третий по значимости театр Германии. Посмотрим… Ждем ответа от
посольства.
Будет очень хорошая польская
платформа — это и спектакли, и мастер-классы… Будет театр Семена
Александровского из Питера со спектаклем «Топливо» — это своего рода
спектакль-лекция, интервью реального героя Давида Яна, как вы знаете, —
создателя успешной компании ABBYY, который придумал словари Lingvo, Fine Reader
и другие программы, стирающие границы общения. Ожидаются спектакли из Германии,
Израиля, Грузии, Сербии, Ирана, Испании, ну и, разумеется, Армении. Словом,
ожидается мощная программа, увлекательная театральная неделя.
— За 14 лет существования
фестиваля возникли новые театральные коллективы, и в том ваш немалый вклад. Как
бы вы оценили «театральное положение» в стране и как, на ваш взгляд, изменился
за эти годы зритель?
— Если говорить в процентах, то
лишь десять процентов наших зрителей — это те, для кого привозятся спектакли,
кто понимает то, что представлено. Еще процентов двадцать люди, которые тоже
все понимают, чувствуют, но по тем или иным причинам не ходят ни на
фестивальные спектакли, ни в театры вовсе. Ну не до этого им — есть куча своих
проблем, театра им, словом, в жизни и так хватает. Есть также определенный
процент зрителей, которые постоянно посещают спектакли, скажем так,
околофестивальная масса. Остается процентов сорок незаинтересованных, не
«завербованных» в театральные ряды зрителей. Вот наша основная цель —
заинтересовать, привлечь именно этого зрителя, одновременно стараясь не
потерять первые десять процентов.
Что же касается театров, скажу, что
в целом я настроен оптимистически, хотя не могу не признать, что большие
театры, которые должны исполнять роль «локомотивов», сегодня, скорее, «вагоны».
Как ни парадоксально, «драйверами» в нашем театральном мире зачастую выступают
те самые маленькие театры, которые должны были быть ведомыми. Эти интересные
коллективы — как взрослые, так и молодые, студенческие. Я очень рад, что к
истории их возникновения мы тоже каким-то образом имеем касательство.
В целом процесс нормальный — есть
театры, которые делают спектакли «для широких масс», а есть те, что для более
подготовленного и готового напрягать мозги зрителя. Это нормально. Другое дело,
что, скажем, если наш настоящий зритель составляет 10 процентов, то в той же
Грузии — это 20 процентов. Хотя в общем наш зритель более подготовленный, более
подкованный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий