Оптимизация, реорганизация, экономия!
Девиз-ориентир, активно взятый в культурном ведомстве на вооружение. И тут не
только предложение о реорганизации ряда куль- турных очагов, имеющих статус
государ- ственных, – тут вопрос, как говорил один киногерой, ширше и глыбже.
Сформировано четкое видение развитие сферы на правах «культурной идеологии».
Идеология – какое забытое у нас слово! Обратимся к словарю. Идеология – совокупность системных упорядо- ченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп. Однако, в нашем случае мнение классов и групп, кажется, мало кого интересует...
Наш собеседник – композитор,
автор-исполнитель, председатель Попечительского совета Ереванского
государственного медицин- ского университета Ваан Арцруни.
– В контексте того глобального подхода, который главенствует на сегодняшний
день в области культуры, оптимизация министерства, равно как и оптимизация всех
учреждений, с ним связанных, это одна политика. Сказать, что это гром среди
ясного неба, нельзя. Я уже на протяжении нескольких лет предупреждаю, что
безразличное отношение не только чиновничьего аппарата, но и самих деятелей
искусства в отношении таких же деятелей искусства, но представляющих свободное
поле деятельности, приведет в конце концов к тому, что постучатся и в их двери.
И этот час настал – постучали в двери бюджетных культурных учреждений. И причем
не просто постучали, а пришли с уведомлением, что вас больше не будет. Поэтому
я считаю, что этот процесс очень закономерный. Сейчас они окажутся в поле того
же свободного творчества и самоорганизации, в каком пребываю я уже на
протяжении 30 лет, и я их всех приглашаю хлебнуть того же борща, который нам
приходится расхлебывать в результате того, что постановка вопросов в
Министерстве культуры не соответствует реалиям и не имеет никаких перспектив.
– Как бы ты определил происходящее, скажем так – «культурную» программу,
взятую сегодняшним подразделением культуры в министерстве образования?
–
Министерство культуры за прошедшие 30 лет исчерпало само себя. Решение его,
грубо говоря, натурализировать или присоединить к другому министерству в
качестве департамента уже говорит в силу этого главного аргумента. Методы
работы, которые культивировались в министерстве на протяжении 30 лет от
руководителя к руководителю исчерпали себя настолько, что необходимость в этом
институте попросту отпала. Не нужно это министерство, потому что те функции,
которые определяет новое правительство для этого учреждения, это функции в
лучшем случае агентства – по перераспределению бюджетных потоков. Этого мало.
Еще оказалось, что в принципе нет никакой необходимости перераспределять
старыми схемами. Потому что часть этих государственных некоммерческих
организаций давным-давно сидят на
самообеспечении, то есть сами себе зарабатывают деньги, а часть – растратные
настолько, что содержать их бессмысленно. Насколько это правильно или
неправильно, это другая сторона медали и совсем другой предмет обсуждения. Но
то, что динамика этих событий продиктована предыдущими пороками этой системы, –
однозначно.
– А давай все-таки
перевернем медаль: то, что происходит, хорошо или плохо?
–
Это было бы очень хорошо, если бы была предложена альтернатива. То есть – да, у
вас сейчас не будет этого, но у вас есть возможности. Альтернатива
предоставляется исключительно в одном разрезе – переходите в бизнес-поле и
выживайте как хотите. Нет ничего более легкого, чем заставить творческого
человека стать индивидуальным предпринимателем и вслед за этим прекратить
общение с ним как с творческом лицом, потому что после этого он становится хозяйствующим субъектом. А эта форма деятельности
ничего общего с творческой деятельностью, искусством и культурой иметь не
может. Эта сфера может относиться к культуре как способствующая ее развитию. Переводить
пусть даже пребывающие в печальном состоянии государственные очаги культуры в
режим «принес прибыль – живи, не принес прибыль – катись ко всем чертям» –
по-моему, неверно: это приведет в очередной раз к потере творческого ресурса.
То есть люди в очередной раз начнут собирать чемоданы.
– И дело не только в реор-ганизации: представители
куль-турного ведомства в рекордно короткие сроки умудрились
пред- ложить и даже сделать много такого, что было воспринято весьма негативно...
– Искусство руководить сферой (не имеет значения, это культура, производство или что-то иное) включает в себя самое главное понятие: ты не создаешь конфликты, а разрешаешь их. К сожалению, в нашем случае имеет место обратная картина: личные амбиции превали-руют, основоположен тезис: кем бы вы ни были, должны понимать, что над вами сижу я, а я, грубо говоря, инстанция, которая платит, соответ-ственно, и заказывает музыку. Если мы решили играть в эту игру, конец очевиден. Второе объяснение – то, что, может быть, эти персоналии просто-напросто не в состоянии руководить: не только культурой, а руководить вообще. То есть им, возможно, было правильнее спокойно заняться своей основной деятельностью и эту проблему снять вообще. Этот подход не просто рождает конфликты, а ликвидирует опции культуры, потому что огромное количество творческих людей не хотят иметь ничего общего с министерством, не хотят участвовать ни в каких их тендерах, не хотят давать им идеи, соответственно, не хотят иметь никаких дел. Это случилось в результате того, что на протяжении десяти месяцев велась определенная политика. Политика Минкульта, низведенная до статуса флешмоба: начиная от крашеного пианино, заканчивая утверждением о том, что «я являюсь высшей инстанцией, и Константин Орбелян, какой бы ни был звездой, должен считаться с этой реалией, а всё остальное для нас не так уж важно». Здесь уже персона Орбеляна отходит на десятый план, потому что мы имеем дело со стилем общения, недопустимым в области культуры. Интеллигентные люди подобный стиль общения себе позволить не могут. Понимание сути отношений, принятой в интеллигентной среде, отсутствует у целого ряда новых руководителей. Но это можно в них воспитать: эта ликвидаторская деятельность как раз должна явиться тем самым поводом, когда все деятели культуры попросту займутся воспитанием чиновников.
– Искусство руководить сферой (не имеет значения, это культура, производство или что-то иное) включает в себя самое главное понятие: ты не создаешь конфликты, а разрешаешь их. К сожалению, в нашем случае имеет место обратная картина: личные амбиции превали-руют, основоположен тезис: кем бы вы ни были, должны понимать, что над вами сижу я, а я, грубо говоря, инстанция, которая платит, соответ-ственно, и заказывает музыку. Если мы решили играть в эту игру, конец очевиден. Второе объяснение – то, что, может быть, эти персоналии просто-напросто не в состоянии руководить: не только культурой, а руководить вообще. То есть им, возможно, было правильнее спокойно заняться своей основной деятельностью и эту проблему снять вообще. Этот подход не просто рождает конфликты, а ликвидирует опции культуры, потому что огромное количество творческих людей не хотят иметь ничего общего с министерством, не хотят участвовать ни в каких их тендерах, не хотят давать им идеи, соответственно, не хотят иметь никаких дел. Это случилось в результате того, что на протяжении десяти месяцев велась определенная политика. Политика Минкульта, низведенная до статуса флешмоба: начиная от крашеного пианино, заканчивая утверждением о том, что «я являюсь высшей инстанцией, и Константин Орбелян, какой бы ни был звездой, должен считаться с этой реалией, а всё остальное для нас не так уж важно». Здесь уже персона Орбеляна отходит на десятый план, потому что мы имеем дело со стилем общения, недопустимым в области культуры. Интеллигентные люди подобный стиль общения себе позволить не могут. Понимание сути отношений, принятой в интеллигентной среде, отсутствует у целого ряда новых руководителей. Но это можно в них воспитать: эта ликвидаторская деятельность как раз должна явиться тем самым поводом, когда все деятели культуры попросту займутся воспитанием чиновников.
– Сложно представить, что за 30 лет пристального
внимания за культурным пространством ты не придумал для себя идеальной формулы
для существования в культурном поле. Каков алгоритм от Арцруни?
– Алгоритм такой: я издавал пластинки, давал концерты,
получал прибыль, платил налоги и за счет этого жил в этой стране. Сейчас
пластинок не издашь – технология ушла в небытие. Осталась концертная
деятельность. Концертной деятельностью я в собственной стране заниматься не
могу, потому что в силу постановки вопроса в новых реалиях должен стать
хозяйственником – то есть стать частным предпринимателем либо основать
общественную организацию. Этого делать я принципиально не хочу, потому что, как
уже сказал, это ничего общего с творческой деятельностью не имеет, и даже
наоборот – противоречит тем принципам, которыми руководствуется творческая
личность, занимающаяся свободным творчеством. Что это значит? Это значит, что
система просто-напросто выдавливает меня из творческого процесса, связанного со
сценической деятельностью, и, может быть, выдавливает из страны.
– А каков алгоритм, определение культурного деятеля в
простран-стве – каким должно быть в идеале поле для того, чтобы люди, профессионально
занима-ющиеся любимым делом, могли бы в нем существовать?
–
Прекрасный вопрос. На него может дать ответ
только закон о свободной творческой деятельности. Этого закона не существует. А
если его не существует, то любой чинуша может придумать критерий, по которому
он будет оценивать мою деятельность. Ничего общего ни с реальностью, ни с
законом, который надо соблюдать и который должен гарантировать свободу моего
творческого воплощения, эти критерии не имеют. Потому что закона нет, чиновник
есть, он создает для меня организационные проблемы, которые загоняют меня, как
и огромное количество моих коллег из области фольклорной музыки, академической
музыки, джазовой и рок-музыки, просто в финансовый тупик. Сейчас мы встали
перед проблемой следующего плана: можем ли мы зарабатывать себе на хлеб
насущный, занимаясь, как и занимались на протяжении десятилетий, творчеством и
его самоорганизацией?
– То есть вопрос в отсутствии альтернатив, о
которых ты говорил, и законодательной основы?
–
Да, ведь это поле – искусство и творчество – оно самоорганизовываемое. Во всем
мире. В США нет министерства культуры, но есть универсальный закон о фондах,
который упорядочивает отношения между бизнесом и в конечной инстанции
творческим лицом. Никаких бюджетных вложений со стороны государства нет. Есть
одно глобальное вложение на законодательном уровне, обеспечивающее расцвет
культуры, ибо это не нечто декларативное, а просто хорошо отлаженная система
отношений в обществе.
– Поговорим о
150-летии Комитаса. Что ожидается и что ты предлагаешь?
–
Есть госкомиссия, члены которой на недавней пресс-конференции провозгласили
свои намерения в контексте празднования Года Комитаса. Был разговор о том, что
будут организованы концерты, публикации, фестивали, гастроли и т.д. Нас, людей
в творческом смысле причастных к теме Комитаса, заинтересовало: кого они имеют в виду после провозглашения этих целей и задач? И когда вслед за
программными целями не был оглашен хотя бы номинальный список участников этих
программ, у целого ряда творческих людей возникло совершенно объективное
беспокойство. Мы подождали немножко и осознали необходимость того, что надо
самоорганизоваться – не на уровне госкомиссии, а создать такую же комиссию на
общественных началах. Потому что Комитас – это не музейный экспонат и не нечто,
что можно приватизировать. Комитас – это абсолютно живой фактор нашей культуры,
связанный в первую очередь с народом. Поэтому народ должен быть причастен к
воплощению программ, связанных с празднованием 150-летия Комитаса, – и
творческая составляющая этого народа, и народ в широком смысле в качестве
зрителя и того субъекта, для которого, в конце концов, и проводится этот Год.
– Как традиционно
уже повелось, наши беседы заканчиваются во- просом: что бы ты сделал, став
министром культуры? Придется перефразировать, потому что не-давно ты был избран
предсе-дателем Попечительского совета Медицинского университета: что ожидается в
связи с этим назначением?
–
Тут радикально разные подходы: пост председателя Попечительского совета – это
абсолютно обществе-нная деятельность, то есть это неоплачиваемая работа во благо
альма-матер – университета, который я в свое время окончил. Что же до поста
министра культуры, то я тебе отвечу традиционно, как и всегда: на следующий же
день я бы потратил все деньги на самого себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий