По устоявшейся традиции соцсети взорвались бурей
возмущения. Испытанные диванные войска фейсбучан за ночь переквалифицировались
в профессиональных поборников армянской культуры, их страницы расцвели
множеством фотографий с указанными выше деятелями и подписями, типа, «а я его
знаю!» Дальше – пошло-поехало... Больше всех грустили те, у кого таких фотографий
не оказалось, хоть они и прекрасно всех знали, и даже по отчеству.
Да простит мне читатель ироничный тон, но иначе к
поведению тех, кто давно уже – еще с назначения Арменчика «народным», – должны
были встать как один и противостоять наглой девальвации ценностей, относиться
просто нельзя. Ведь и сегодня дальше экранов телефонов дело не пойдет. Ну
повозмущаются, покричат, выставят фотографии с теми или иными, соберут лайки,
перегрызутся в комментариях и вся недолга. Не хочется все сводить к банальному
перефразу заезженной фразы «народ имеет ту культуру, которую заслуживает», но
ведь так оно и есть.
Помните выражение «оправдать оказанное высокое
доверие»? Когда-то оно часто использовалось. Не известно, как обернется
история. Кого вознесет до небес, кого навсегда сотрет из памяти. История ведь
как виза в США, понять логику посольства невозможно. Но факт – лично для меня,
можете не соглашаться, – остается фактом: нет, друзья, не оправдали. Нельзя без
стыда смотреть на фотографии великих людей, которых сегодня нет, и которых не
стесняются не помнить. А что говорить о живых, о современниках, которых мило
обложили в НС?
Вспоминается фраза о том, что в словах «все картины
Пикассо – мазня» о Пикассо не сказано ни слова, зато об авторе высказывания –
все! И что? Да, они не покалечены интеллектом. Да, они это те, которые сегодня
принимают решения и постановления, вместо того чтобы принимать как факт
собственную безграмотность. Что меняется оттого, что мы это все прекрасно
понимаем? Наше активное «фи» в соцсетях перерастает в зубоскальство, каламбуры,
массовое ржание и позирование. Такая ярко выраженная культурно-эректильная
дисфункция. Железный аргумент: а что мы можем изменить? Ну, конечно, если не
можешь чего-то изменить, лучше всего поржать над этим, а заодно – и над собой.
Возвращаясь
к оказанному предками доверию. Вот недавно был день памяти заслуженного
художника Армении Рубена Арутчьяна. Его не стало два года назад. Это был
человек, бесконечно влюбленный в Армению, преданный ей всей душой. Копнем
глубже. Весь прошлый год отмечались юбилеи – как живых корифеев, так и, увы,
покинувших наш независимый мир – Мартина Вартазаряна, Романоса Меликяна, Христофора
Кара-Мурзы, Арама Хачатуряна, Арама Сатунца, Эдуарда Пашиняна, Константина
Орбеляна и многих других. Можем мы им посмотреть в глаза без стыда? Ответ: нет.
Не оправдали потомки. Профукали и культуру, и страну в целом.
Так и не поняли, что наиважнейшим делом сегодня является воспитание
гражданина, приобщение его к национальным ценностями – и это вопрос
стратегического значения. Ведь главный враг состоит не у границы – он внутри,
среди нас. И имя ему невежество, серость, убогость, равнодушие – тот враг, что
откроет любые ворота, предаст в любую минуту. Необходимо с младых ногтей
воспитывать будущего гражданина – благородную личность, любящую и знающую свою
родину. А кто это должен делать? Уповать на государство? Очень напоминает
позицию некоторых родителей, откровенно ругающих школы за безграмотность своих
отпрысков. Не понимая, что самая главная работа должна вестись внутри дома – в
данном случае, со стороны представителей интеллигенции. К примеру, сколько раз
за последнее время вы читали грамотную критику того или иного спектакля, фильма
или концерта со стороны ПРОФЕССИОНАЛА? Нет, не дешевых писак на уровне «мне это
не нра…», а серьезных музыковедов, театроведов, киноведов и т.д.? Где эти люди?
Почему они попрятались, уступив место фейсбучным «бунтарям»?
Сегодня мы пытаемся бороться с неприглядными явлениями
путем штрафов, законов, указов. А ведь решение совсем иное – возвращение
культуры гражданина, горожанина, воспитание личности с раннего возраста –
личности, которая, к примеру, даже теоретически не сможет представить, как
можно рассекать по ночному Еревану на бешеной скорости и слушать турецкий мугам
с армянскими словами на полную мощность.
Ну а как сегодня не гонять, когда тотальная
вседозволенность и засилье кошмарной музыки, активно представленной на улицах
столицы и воспринимаемой как исконно армянская культура. Чему подтверждением
бесконечный поток видео-зарисовок этой ереси в соцсетях.
…Ереван чаще всего страдал от трех явлений: врагов,
землетрясений, и в последнее время – бестолкового руководства. Управления со
стороны людей, называющих себя ереванцами, искренне считающих, что любят этот
город. Но ведь город любить мало – надо, чтобы это чувство было взаимным. А
достигается это только и только путем создания, возрождения ереванца. Эреванца!
Не ругать, а созидать. Не запрещать только, а предлагать альтернативу. Ту,
которую примет благородная, воспитанная личность. Настоящий ереванец.
Хотя… Вернемся к замминистру. А что, если это тоже способ
просвещения? Она же сказала, что есть иные методы популяризации корифеев
армянского искусства – вот и ляпнула… Но, может, то был не ляп, а тонкий расчет
– ведь большинство из тех, кто по какой-то причине (интересно по какой?) не
знали имен Николая Цатуряна, Фараона Мирзояна и Гегуни Читчян, хоть раз да
прогуглят эти имена. Во всяком случае такая вероятность есть. Просто мы не
понимаем, недалекие, что правительство действует в духе цифрового времени – в
провокативном, так сказать, формате, от обратного. Хочется надеяться, что они
будут последовательными. Нет, вряд ли состоятся концерт с исполнением
прекрасных произведений Гегуни Оганесовны, или новая выставка работ Фараона
Микаэловича, или наконец будут выделены средства для постановки нового
спектакля Николаем Ервандовичем. Но ведь ляпнуть в том же формате, «а кто из
нас сегодня знает...» и упомянуть других представителей отечественной культуры,
корифеев для большего к ним привлечения внимания они же могут! Так чего ждать!
Вперед к «амбиону»! В связи с этим вспоминается прекрасная фраза Ара
Ернджакяна, когда его спросил Левон Игитян:
– Ты что боишься министра культуры?
– Нет, – ответил Ара Арутюнович. – Я боюсь культуры
министра.
Хорошая, полезная статья- размышление о результатах 30- летней независимости и свободы в том числе в области культуры, когда некоторые предствители искусства : писатели, поэты, музыканты, критики, , стркмящиеся к обеспеченной более или менее жизни, растеряв свои моральные принципы ( а у некоторых наверно из и вовсе не было), начали прислуживать властьпридержащим и получили то что получили. А Александр Цатурян, Гегуни Чтчян и Фараон Мирзоян самые достойные носители щвания Нар. артиста Армении. Спасибо автору Рубену Пашиняну.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо!
ОтветитьУдалить