"Театр без отрыва от кино" был создан и воплощен в жизнь кинорежиссером Генрихом Маляном. По сей день созданный им Театр киноактера остается самым "снимающимся". Мало-помалу к этому формату пришли и другие ереванские театры. Но... увы, сегодня кино в большей мере уступило место далеко непрофессиональным сериалам, в которых задействованы многие театральные актеры, в том числе и киноактеры. Что думает об этом худрук недавно обновленного и вновь открывшего свои двери маляновского театра Нарине МАЛЯН?
— Естественно, мое отношение резко отрицательное — как к тому "формату", который у нас принято называть сериалом, так и к тому, что делает эта "работа" с театральным актером. Калечит! Так что актер должен проявлять-таки чудеса стойкости, чтобы не подпасть под сериальное влияние и не захлебнуться в этом течении. А таких примеров немало... И вместе с ним может пойти ко дну и сам театр. Тут, на мой взгляд, важна позиция худрука, который обязан быть бдителен, чтобы не позволить притащить с собой в театр эту заразу — сериальную эстетику, сериальные клише и прочее.
— Сегодня есть худруки, которые напротив — осознанно пользуются лаврами своих "сериальных" питомцев, перекраивая постановки под них, понимая, что зритель приходит не на их "шедевры", а на живого полюбившегося им сериального персонажа. Принятие закона о театре может спасти ситуацию?
— К великому сожалению, манипуляция сериальными масками далеко не редкость... Что же касается закона, я не совсем представляю саму форму этого закона, равно как тех, кто будет его разрабатывать и проталкивать. Культурное поле — несведуще в юридических вопросах, юридическое — безынициативно, коль скоро не понимает, чего хотят люди культуры. Вывод: закон необходим, но он должен стать результатом слаженной работы деятелей культуры и грамотных юристов. И сделать это нужно как можно скорее. Но для этого надо проделать и подготовительную работу. В каждом театре должен быть изначально выработан свой собственный закон, которому весь коллектив театра будет безоговорочно подчиняться. А принятый впоследствии официальный закон о театре подытожит свод внутритеатральных канонов и станет их идейным продолжением.
Что касается участия актеров в сериалах... Понимаете, раньше артисты снимались в кино в поисках новых ощущений, новых граней, новой школы и, конечно, для приработка — артисты никогда много не зарабатывали. Сегодня же, увы, их в основном волнует материальная сторона профессии. Запретить им идти в сериал мы не имеем права...
— В те нехорошие 90-е годы актеры жили намного хуже и часто играли спектакли при свечах. И существовал негласный уговор, осуждающий халтурку на стороне. Сегодня же, когда жить стало лучше, актеры уходят с головой в сериалы, объясняя это желанием подработать. Нет ли во всем этом доли лукавства?
— Действительно, в нашем сознании и психологии многое изменилось. Приоритеты смещены. Мне кажется, в те годы все мы были более объединены и двигались в более верном направлении. Многие вещи, которые сегодня воспринимаются как должное, тогда были бы подняты на смех, а то и преданы презрению. Мы работали с чувством исполненного долга, и в этом состояло наше духовное очищение. К примеру, мы действительно играли "Декамерон" при свечах — редкий случай, когда отсутствие электричества стимулировало рождение оригинальной находки. У нас ведь сцена находится на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, и полумрак, свечи, "Декамерон", все это рождало то духовное единение зрителя и актера, о котором можно сегодня лишь мечтать. Мы были едины — зрители и актеры, единая судьба, единая вера, единое желание выжить и...
— ...не хлебом единым!
— Точно! Сегодня этот фактор утерян. И всем нам придется очень нелегко, чтобы вновь достичь этого единения. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Просто не надо убегать от самих себя и не противиться своему нутру, своему "Я".
— Что вы считаете важнейшим в этом процессе?
— Основополагающим был и остается национальный фактор. Многие говорят, да ладно — эти папахи, бурки, бороды... Но, друзья, не бородами-бурками все ограничивается. Национальная культура это то, что внутри нас самих. Так не надо противостоять, надо высвободить, выпустить наружу то, что дремлет в нас. Ведь эта сила есть, она как сплоченность народа в минуту опасности, когда все как один становятся в строй и одерживают победу там, где, казалось, шансы равны нулю.
— Вернемся к TV. Не возникала ли у вас мысль возродить телетеатр?
— Конечно, возникала. Актеры сами не раз предлагали. Но... во-первых, наш театр долго ремонтировался, и было, мягко говоря, не до телетеатра, а во-вторых — что важнее — TV, как я понимаю, не тяготеет к подобным проектам, так как считает их нерентабельными. Понятно, если изо дня в день зрителя кормить сериалами, то к телетеатру перейти будет трудно.
Однако формат телетеатра идеален — и в первую очередь, для представления произведений наших классиков. Это можно сделать оригинально, доступно, стилистика телетеатра это позволяет. Не говоря уже о том, что подобные проекты не слишком затратные...
Комментариев нет:
Отправить комментарий