Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

пятница, 2 марта 2012 г.

Николай МАДОЯН: «Стараюсь подбирать к каждому зрителю свой ключик»

В Ереване в очередной раз с большим успехом выступил известный скрипач, заслуженный артист Армении Николай Мадоян. После концерта состоялась наша встреча с музыкантом.


— Слушатели вас полюбили и, естественно, хотели бы узнать получше. С чего началась ваша карьера?


— Мне особенно выбирать не приходилось. Родившись в музыкальной семье, я сызмальства более чем отчетливо увидел свое будущее. Меня всегда подсознательно тянуло к скрипке. Дедушка увлекался классической музыкой, отец по сей день музицирует, мама окончила музыкальную школу, но не продолжила по этой линии.

Далее моими проводниками в мир музыки стали талантливейшие педагоги. В восьмилетнем возрасте — Эмма Нуразян, а затем я продолжил учебу в школе им.Чайковского у профессора Госконсерватории Грачья Богданяна. В 1986 году я переехал в Новосибирск для обучения в классе известного педагога Захара Брона. Это был уникальный класс, где каждый стремился почерпнуть больше знаний и достичь большего профессионализма. А созданная им особая музыкальная атмосфера более чем способствовала этому. Моими учителями были также известные музыканты И. Стерн и М.Соловьев. Я благодарен судьбе, что она даровала мне общение с этими великими людьми.

В 1989 году вместе с одноклассниками и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева я отправился в Германию для участия в фестивале Шлезвиг-Гольштейна, после чего продолжил учебу в Берлине и окончил аспирантуру в Высшей школе искусств.


— На протяжении всего этого времени вы не порывали связей с родиной...


— Да, действительно — в меру своих скромных возможностей. В 1988 году я принял участие в благотворительных концертах в Монреале и Мюнхене для оказания помощи пострадавшим от спитакского землетрясения детям, в мае 2000-го выступил с концертами, посвященными 80-летию Эдварда Мирзояна, в 2011-м участвовал в VII международном музыкальном фестивале “Национальная галерея” в Ереване. Ну и, наконец, последний концерт с Госфилармоническим концертом. Благодарен за это приглашение, ведь каждый приезд, каждое соприкосновение с родной культурой передает мне новый свежий заряд, придает сил для творчества... А работа с такими замечательными музыкантами тем более!


— Как прошел концерт?


— Отдельно хочу отметить дирижера из Южной Кореи Волтье Джонга, виртуозно дирижировавшего концертом. В программе прозвучали Шуберт, Дворжак и, самое главное, концерт для скрипки N 3 Паганини. В последний раз он был исполнен 100 лет назад, я как бы его возродил. В музыке Паганини есть нечто мистическое, порождающее бесконечное множество ассоциаций. Надеюсь, она помогла слушателю понять истинную суть искусства...


— Плотный график, гастроли, преподавание и т.д. не позволяют вам бывать на родине так часто, как хотелось бы, не так ли?


— Увы, это так, но я очень люблю свою страну и по мере своих возможностей я стараюсь пропагандировать армянскую музыку за рубежом. Так, недавно я сыграл в Италии сонату Бабаджаняна. Там она произвела эффект разорвавшейся бомбы — европейцы были шокированы глубиной этого, по-моему, гениального произведения.


— В прессе, в статьях о вас часто используются формулировки “скрипач из Германии армянского происхождения” и “армянский скрипач”. Какая из них относится к вам в полной мере?


— Конечно же, вторая. Я родился здесь, вырос — что значит “армянского происхождения”?.. Азнавур может так называться, потому что он поет французскую музыку, хотя и сделал для Армении больше, чем многие остальные, вместе взятые.

Не хотелось бы, чтобы меня обвинили в “музыкальном космополитизме”, но я нахожу огромное преимущество в нейтральном звуке, в том, что он не нуждается в схематических словах. Каждый может почерпнуть для себя свой смысл этих звуков, не подкрепленных словом.


— По роду деятельности вы имеете возможность сравнивать как культурную жизнь, так и аудитории различных стран. Как происходит ваш контакт с публикой?


— В разных странах, в зависимости от национального характера, публика по-разному реагирует на классическую музыку. Например, во Флоренции мне не дали толком сыграть, так как все время хлопали. А в Голландии после каждого отделения встают, но не потому, что в восторге, а просто из уважения к музыканту. У всех свои особенности, надо просто научиться подбирать к каждому свой ключик. Ну а армянская публика — самая родная и теплая для меня. Ну а планы... В ближайшее время планируется турне по Европе с программой Вивальди “Времена года”, также хочу записать новый альбом, куда войдут произведения армянских композиторов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий