На
XVII Международном кинофестивале в Пусане лучшим в номинации "Документально
кино" был признан фильм "Угли" Тамары Степанян. Это вторая серьезнная победа режиссера за этот год — в августе на X Ливанском
кинофестивале ее фильм "19 февраля" стал "Лучшим короткометражным
фильмом". Тамара Степанян — дочь известного режиссера и актера Вигена Степаняна, ныне
проживает с супругом, кинокритиком Жаном-Кристофом Феррари, во Франции.
Посредством интернета нам удалось связаться и побеседовать с ней.
—
Тамара, ваш фильм "Угли" посвящен Великой Отечественной войне. Не часто
представители молодого поколения обращаются к этой теме — чем обусловлен
подобный выбор?
— Начнем с того, что Тамарой меня назвали в
честь бабушки. Общение с ней оставило неизгладимый отпечаток, можно сказать, во
многом повлияло на мое творческое формирование. Фильм "Угли" — не
просто документальный фильм. В Дании, где я училась, подобное направленность в
кино классифицируется как креативное (личностное) документальное кино. Действительно,
фильм задуман как диалог двух поколений: смелого — верившего, воевавшего,
шедшего к светлому будущему и молодого — инфантильного, не верящего практически
ни во что и не пытающегося отстаивать свои принципы за неимением таковых. Это
фильм о духовной потере, о разрыве поколений...
—
Ну а каков сюжет?
— В годы Великой Отечественной войны бабушка
вместе с сокурсниками-добровольцами отправилась на фронт. А по окончании войны они
ежегодно 9 мая собирались и отмечали праздник победы. Организовывала эти
встречи бабушка — единственная из воевавших девушек с курса. Сначала собирался
полный курс — 27 человек, — потом их стало меньше, потом еще меньше... Потом
умерла бабушка, и встречи вовсе прекратились. Фильм "Угли" начинается
с того, что я нахожу трех из четверых ныне здравствующих членов этой группы и
сама организовываю их встречу в День победы.
— А
вы лично помните те встречи?
— Да, поскольку поначалу они собирались у нас
дома. Я, несмотря на то что была тогда еще очень маленькой, отчетливо помню их
шумные застолья, песни, речи о марксизме-ленинзме, тосты во славу светлого
будущего... Самое главное, никогда мне не забыть блеска в их глазах, искренней
веры в победу коммунизма и, не побоюсь этого слова, фанатической преданности Родине.
В 90-х мы с семьей переехали в Бейрут.
Майские встречи перенеслись в ресторан, в их организации уже стали принимать
участие как папа, так и его сестра. Ну а затем все оборвалось, и я решила
поднять упавшую эстафетную палочку... в своей картине. В ней много интервью с
ныне здравствующими членами группы, немало и пустых комнат: вместо ушедших в мир
иной говорят их комнаты, на стенах — их портреты. Вообще, если классифицировать
картину по форме, то это скорее поэма, состоящая из нескольких глав, весьма
характерных, выразительных и по-своему лиричных.
— 90% сидящих в зале — южнокорейцам — тема
была очень близка и понятна. Конечно, Они не в курсе о происходящем сегодня в
Армении, но что такое война, сталинизм, коммунизм, лагеря, Сибирь и т.д. им
неплохо известно. В картине говорится о людях, искренне верящих и готовых
отдать свои жизни во имя победы, во благо родины — так же, как некогда их
родители. И вот они уходят... Один за другим... Остаются "последние
могикане"... Боль утраты — потери чего-то могущественного, светлого,
доброго. И вместе с этим — "подстрочное" дыхание молодого поколения,
оставшегося на распутье...
—
Две победы на международных кинофестивалях — роскошный подарок как отцу на
60-летие, так и самой себе — также отметившей в этом году юбилей. Первый фильм
"19 февраля" — игровой, не так ли?
— Да, это история двух молодых людей — Алекса
и Анны, — едущих из Еревана в Тбилиси в разных купе одного вагона. Их разделяет
стена, но это не мешает им чувствовать и любить друг друга, ссориться и
переживать бурю страстей... Не хотелось бы раскрывать всего сюжета —
желательно, чтоб каждый из зрителей вынес из картины что-то свое, сокровенное.
Ведь не секрет, что кому-то тесно в "своем купе", а кто-то уже
настолько привык, что и не может жить без этой "разделяющей стены".
—
Ваше нежелание продолжить актерскую династию — некий демарш, желание
выделиться?..
— Нельзя сказать, что не было протеста —
действительно, приятнее, когда тебя называют по твоему имени, а не воспринимают
исключительно в ореоле известного предка. Однако надо отдать должное моим
родителям: они никогда не пытались "перекроить" меня по своему
"по образу и подобию", не ломали моей индивидуальности. Папа даже
рассказывает (с улыбкой), когда меня в детстве спрашивали: "Ты кто?",
я неизменно отвечала: "Я — человек!"
Оставаться вдали от театра и кино, конечно,
не получалось. Моим первым потрясением, во многом повлиявшем на дальнейший
выбор, стала небольшая роль в фильме "Игры" Эдгара Багдасаряна. Эта
съемочная площадка, обстановка, аура, состояние души!.. Я отчетливо поняла, что
ничем иным, кроме искусства я заниматься не смогу. Оставалось лишь определиться
в формате. Мне очень хотелось стать актрисой, но желание создать что-то свое —
свой мир, свое видение, свой стиль — оказалось сильнее. И вот они результаты. Уж каковы
они — судить зрителю.
—
Ну и напоследок пару слов о ближайших творческих планах.
— На предмет творчества не хотелось бы пока
забегать вперед... Что же касается дальнейшей судьбы "Углей" — вскоре
фильм будет представлен на Международных кинофестивалях в Катаре и Тунисе.
После ожидаются показы в Европе, но это уже в будущем году... Поживем — увидим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий