В столичном The Club-е были подведены итоги
I Международ- ного фестиваля современного искусства и духовно-нравствен- ных
фильмов Fresco. О смотре, в рамках которого были показаны фильмы о любви,
духовности, толерантности и моральных цен- ностях, беседуем с президентом
фестиваля Шагеном НАЗАРЕНКО.
—
Как родилась идея фестиваля?
—
Изначально мы хотели создать площадку для диалога, для обсуждения различных
вопросов, интересующих наше общество, в частности молодежь. Были проведены
первые встречи в зале церкви Св.Троицы (Малатия-Себастия), продемонстрированы
фильмы, после чего состоялись бурные обсуждения — словом, задумка удалась.
Потом было решено перенести эти встречи под открытое небо — вытащить, как
говорится, наших сограждан из клабов-пабов-баров, предоставить возможность
посмотреть кинокартины, после чего обсудить, быть может, подискутировать... Вот
так мало-помалу стал вырисовываться силуэт будущего фестиваля, целью которого
стало объединение самых разных людей вокруг творчества, общих ценностей и
положительных эмоций, побуждение людей искусства к социальной активности, да и
в целом формирование единого арт-пространства, в рамках которого все желающие
смогут открыто и активно участвовать в культурной и социальной жизни нашей
страны и пропаганде духовных ценностей.
Мы
связались с самым крупным европейским фестивалем духовно-нравственных фильмов
Religion Today, заручились их поддержкой и... тут началось. Заработала, как
говорится, “партизанская почта”, и нас завалили фильмами — 380 картин из 38
стран! Мы отобрали 57 фильмов из 17 стран, из которых лишь 21 был включен в
конкурсную программу, а остальные ленты были показаны в рамках внеконкурсной
программы. Поскольку формат показа под открытым небом предполагает лишь
небольшой отрезок времени — от девяти до одиннадцати вечера, — было решено
демонстрировать короткометражные фильмы на экране у Лебединого озера, а “полный
метр” — в зале Хорового общества Армении, с двух до шести дня.
—
По какому принципу, параметрам и приоритетам отбирались фильмы?
—
Изначально нами было установлено, что в фестивале могу принять участие игровые
и документальные, полнометражные и короткометражные фильмы разных форматов,
видеоролики, отрицающие войны, насилие, национальную, религиозную и любую
другую нетерпимость и пропагандирующие мир, терпимость, гуманность, добро и
другие общечеловеческие ценности. В фильмах и сценариях должны были
отсутствовать сцены и сюжеты, оскорбляющие чувства верующих, сцены жестокости и
насилия, эротические сцены, сюжеты и кадры, рекламирующие или пропагандирующие
наркотики, алкоголь, курение и другие пороки, а также сцены, содержащие
рекламу.
Все
заявленные фильмы прошли тщательный отбор и в результате наибольшее количество
картин конкурсного списка представили участники из России — 16 лент. Хочется
отметить достаточно высокую заинтересованность фестивалем со стороны зарубежных
режиссеров и довольно парадоксальную пассивность армянских кинодеятелей. Так, в
рамках фестиваля было показано всего восемь армянских картин, лишь одна из
которых — “Затмение” Ара Ернджакяна, попала в конкурсную программу.
Начались
смотры, обсуждения, словом, машина заработала. На фестиваль приехали режиссеры,
продюсеры, драматурги, священники, пожелавшие лично участвовать в нем. Итого 21
гость.
—
И как вы смогли их всех принять?
—
Это вообще отдельная история — если вы спросите, каков бюджет фестиваля, я не
смогу озвучить эту сумму: не потому что это коммерческий секрет, а потому что
это не представляется возможным. Могу лишь сказать, что нас поддержало
Министерство культуры в размере одного миллиона драмов, остальное же сделали
наши Друзья. Я не просто так говорю о них с большой буквы — они помогли сделать
нашу сказку былью. Начнем по порядку: Air Armenia, сразу же уловив всю важность
данного мероприятия, поддержала фестиваль на предмет привоза сюда наших гостей.
Гостиницы в свою очередь помогли с проживанием визитеров. Отдельно спасибо
мэрии города и лично Араму Сукиасяну, который вошел позже и в состав жюри
фестиваля. Городскими властями были предоставлены площадки для проведения
фестиваля, оказана помощь в установке рекламных постеров и щитов и многое
другое. Например, открытие состоялось у Лебединого озера, прошло очень
красочно, выступили опять же наши друзья, музыкальные коллективы и т.д.
Обществом глухих были изготовлены свечи в огромном количестве, которые мы
раздали всем собравшимся, и территория Лебединого озера осветилась как светом
этих свечей, так и блеском глаз всех гостей. Это было очень трогательное
зрелище. Кстати, скажу, что представители общества глухих активно участвовали в
нашем фестивале и специально для них все фильмы демонстрировались с живым
сурдопереводом.
Но
самое главное — это наша команда и в первую очередь волонтеры — именно их
силами, их “мучениями” фестиваль состоялся!
—
Насколько мне известно, также участие в организации фестиваля приняли и дети из
Харбердского детдома?
—
Это наши старые друзья — как же без них?! Кроме того, что они принимали
активное участие в проведении фестиваля — таскали вещи, натягивали палатки и
т.д., — призы победителям в виде символа фестиваля, рыбки, вопреки принятым в
мире нормам и правилам были изготовлены не профессионалами международного
уровня, а руками воспитанников специализированного Харбердского детского дома.
Работали ребята 15-20 дней. Фигурки, бывало, ломались, трескались, но они
изготавливали их заново. И что характерно, тема одна и та же, но все работы
отличаются одна от другой, поскольку над каждой деталью работали сразу
несколько человек.
Вообще,
работа с детьми с ограниченными возможностями для FRESCO не только приятна, но
и принципиальна. Это, с одной стороны, помогло сделать их участниками
фестиваля, а с другой, дало возможность не только на словах, но и на практике
подойти к решению крайне насущных проблем в нашей стране.
—
География фестиваля не ограничилась Ереваном, не так ли?
—
Да, под конец месяца мы отвезли всех в Одзун и Ахталу, где были разбиты
палаточные городки и продемонстрированы фильмы, опять же с последующим
обсуждением. Более того, несмотря на то что итоги фестиваля были подведены 1
июля, мероприятие продлится до 6-го, поскольку последние дни мы приглашаем не
только всех участников, но и наших журналистов в Татев (с ночевкой), где
состоятся показы и обсуждения кинокартин, представленных в рамках Fresco.
—
Да, несомненно. Фишкой фестиваля стала спецпрограмма “Памятник ис- тине”,
посвященная 100-летию геноцида армян. В нее вошло семь картин из Италии,
Армении и Израиля, а также голливудский фильм “Аврора” — первая картина о
геноциде армян, снятый по книге воспоминаний “Растерзанная Армения” очевидца
трагедии Аршалуйса Мартиканяна и впервые показанный 16 февраля 1919 года.
Музей-институт
геноцида Армении стал одним из основных партнеров специальной программы
фестиваля и посодействовал в организации показов двух фильмов, а также встречи
со специальным гостем фестиваля — отцом Джованни Гуайта, священником Русской
Православной Церкви, итальянским историком, богословом и писателем, автором
трех книг об армянах. В их числе вышедшая в 2005 году в Москве книга “Крик с
Арарата. Армин Вегнер и геноцид армян”. Кстати, он также планирует остаться в
Армении после фестиваля для изучения дополнительных материалов о геноциде
армян.
—
Ну и напоследок пару слов о победителях фестиваля...
—
Надо отметить, что фестиваль FRESCO придерживался традиций мировых фестивалей и
призы были вручены в различных номинациях, но основной упор при оценке
конкурсных лент ставился на наличие глубинного смысла. Мы не оценивали лишь
работу режиссеров и операторов, либо игру актеров. Наша цель — не оценка
профессионализма фильма, а распознание его смысла и пропаганды духовных
ценностей. Посему призы вручались за наилучшее послание, месседж, как сегодня
принято говорить:
Наилучшее
послание “Любовь” — “МГА”, Россия, Виктор Гуров.
Наилучшее
послание “Мир” — “Второе дыхание”, Россия, Сергей Цысс.
Наилучшее
послание “Отвага” — “Мухаммед и рыбак”, Италия, Марко Леопарди.
Наилучшее
послание “Диалог” — “Прием”, Гарри Какатсакис.
Наилучшее
послание “Терпимость” — “Черное и белое”, Джалал Панахи.
Наилучшее
послание “Милосердие” — “Божий дар”, Россия, София Гевейлер.
В
отдельной номинации “Поврежденное нуждается в восстановлении” — так, кстати,
звучит и слоган нашего фестиваля — приза удостоился фильм “Затмение” Ара
Ернджакяна. А специальный приз от детей Харбердского детдома был передан Зое
Котович из Белоруссии за фильм “Мы есть!”.
Этот
фестиваль почти закончен — как я сказал, нас ждет еще путешествие в Татев, — но
мы уже начинаем готовиться к фестивалю 2015 года. Будет сложно, но когда рядом
друзья, все получается. Мы в этом убедились — еще раз всем большое спасибо!
Посему мы и впредь будем стараться объединять самых разных людей вокруг
созидательного творчества, общих ценностей и положительных эмоций, стимулируя
интерес к созданию и развитию духовно-нравственных фильмов и увеличению
общественного спроса на них как на важный социально-культурный фактор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий