Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

суббота, 7 февраля 2015 г.

Ованес ДИВАНЯН: «Искусство — только «лакмус», проблема намного глубже…»

      Ереванскому государственному колледжу хореографического искусства — 90 лет! Эту знаменательную дату отметили праздничным концертом в Национальном академическом театре оперы и балета. По случаю славного юбилея ГНКО “Ереванский государственный колледж танцевального искусства” была награждена памятной медалью премьер-министра РА, а высоких наград удостоились также представители преподавательского состава.
Более подробно об этом и не только беседуем с худруком колледжа, народным артистом Ованесом ДИВАНЯНОМ.
— В прошедшем мероприятии приняли участие воспитанники, студенты, выпускники колледжа, а также балетная труппа и оркестр Национального академического театра оперы и балета имени А.Спендиаряна. Выступили выпускники разных поколений — от молодых до уже маститых артистов, блистающих на мировых сценах. В первом отделении был представлен “Щелкунчик”, а затем зрителей приветствовали самые юные ученики колледжа и, конечно же, поздравления, поздравления, поздравления...
— В чем формула долголетия колледжа?
— Только и только в любви к искусству и энтузиазме преподавателей, которыми во все годы заражались, заражаются и, уверен, будут заражаться наши ученики. Ведь зарплаты преподавателей, мягко говоря, далеки от идеала, но есть любимое дело, которому посвящаешь жизнь, чувствуешь ответственность за судьбы доверившихся тебе и не можешь иначе — только вперед!
— В каком состоянии находится сегодня хореографический колледж?
— Увы, не в лучшем. Я могу показать вам парту, за которой 45 лет назад сидел сам. Ничего не меняется. Сменили электропроводку — зачем, не ясно, хотя на те же средства можно было бы обновить инвентарь и сделать хотя бы косметический ремонт помещения, чтоб и ребятам было уютно, и краснеть перед гостями не приходилось.
— Сегодня сетуют, мол, наши артисты выступают больше на мировых подмостках, нежели у себя дома. Другие, наоборот, гордятся мировыми достижениями наших соотечественников. И то, и другое понятно, но есть ли сегодня в Армении необходимое количество танцоров для обеспечения наших коллективов?
— Что касается народного отделения — более чем. У нас два отделения — классическое и народное: второе явно превалирует. И надо ребят потом как-то трудоустраивать, а у нас всего три народных коллектива — Ансамбль танца, Ансамбль песни и пляски и ансамбль “Дружба”. Это госколлективы, есть, конечно, и коммерческие, но тут уж как повезет. Если в государственные учреждения мальчиков еще как-то можно устроить, то с девочками все обстоит намного сложнее — мест нет! Но у ребят другая проблема — по окончании колледжа отработали полгода в госколлективе и наступает призывной возраст. А потом о каком балете может идти речь после двух лет армейской службы? Увы, все, что мы делаем за 7-8 лет в училище, идет насмарку. Чтобы сохранить форму, артист должен активно тренироваться, беречь пальцы ног. А тут... После двух лет службы карьера многих танцоров может быть похоронена, поэтому мальчики под любым предлогом не возвращаются домой. Уверен, решится вопрос армии — многие вернутся.
— А как обстоят дела на классическом отделении?
— Я всегда провожу аналогию со спортсменами — почему никого не коробит, когда наши ребята выступают за другие клубы? Почему мы ими гордимся, а в наших артистах, блистающих вне Армении, видим чуть ли не предателей. Может, это мы их предаем? Может, нам стоит задуматься, почему они уезжают?.. От чего бегут?.. 40-60 тысяч зарплата артиста балета, у солиста — максимум 100. Этим они должны прельстится — танцевать на сцене, не переставая думать, как покрыть хотя бы коммунальные затраты? И подобное положение вещей не только у нас — практически во всех сферах. И не только искусства.
Меня спрашивают, что я чувствую, когда узнаю, что мои ученики выступают за рубежом. Смешанное чувство гордости и боли. Гордости оттого, что они продолжают заниматься тем, чему я их столько лет учил, оттого, что они настолько хороши — эмоциональны, выразительны, — что их высоко ценят там. И боль — оттого, что у себя на родине ребята не могут найти себе достойного применения и адекватной оплаты труда. И самое главное — боль оттого, что у нас пока не до конца понимают всю стратегическую важность продвижения и развития искусства. Получается, что мы растим кадры для других театров и остается только радоваться их успехам на чужих сценах. Время от времени они, конечно, приезжают к нам, дают какие-то концерты, выполняя как бы долг перед своим театром, и снова уезжают... Но ведь искусство — это только “лакмус”, проблема намного глубже...
— Это все как-то отражается на количестве поступающих в колледж?
— Увы, да. Родители понимают, что профессия не перспективная, вот и, видимо, избегают отдавать детей... Хотя, конечно, у нас достаточно учеников, особенно, повторюсь, среди народников. А в остальном, как говорится, не фонтан.
— Ну с народниками понятно, хоть и в госколлективах места лимитированы, но есть куча коммерческих коллективов, уже не говоря о том, что многие выступают в танцевальных труппах разных шоу и в ресторанах...
— По мне, уж лучше пусть выступает за рубежом, чем танцует в ресторане. Когда я впервые узнал, что мои ученики выступают в ресторанах и на свадьбах, у меня был шок. Я уже не говорю о случае, когда ко мне пришел человек и попросил “четырех девочек в пачках на свадьбу своей дочери”. Хорошо, что я сдержался и просто попросил его поскорее уйти. Это позор! Но не для ребят, не изменивших своей профессии, а как-то пытающихся прокормиться — их судить ни в коем случае нельзя. Это наш позор — на куда более высоком уровне. Об этом стоит задуматься и попытаться хоть что-то изменить к лучшему.
Наш балет сегодня в плачевном состоянии, все его достижения, к сожалению, в прошлом. А артисту, чтобы выразить себя, одного таланта мало. Слишком короток век артиста балета: ступив на сцену в 18 лет, в 38 он законно может стать пенсионером. Несколько лет назад в клубе “Еркат” на встрече деятелей искусства с министром культуры был поднят вопрос пересмотра пенсий танцоров, вроде было обещано что-то сделать. Увы, пока глухо... Зато мы активно осуждаем уезжающих ребят. Так мы же, к великому сожалению, не в состоянии удержать их здесь. Насколько разумно тормозить их творческое развитие там, предоставляя перспективу уйти в тираж или в кабак тут? 
...Сегодня тратятся громадные средства на проведения разного рода парадных мероприятий: закупку воздушных шариков, конфетти, фейерверков и т.д. Потом выписываются средства по уборке всего этого мусора. То есть деньги — в прямом и переносном смыслах — уходят в воздух и в мусорное ведро. Может, стоит пересмотреть затраты и хоть часть этих денег пустить на постановку новой оперы или балета, на улучшение условий в институтах и колледжах? Ведь это касается наших детей, нашего общего будущего — кому нужны будут неграмотные, беспомощные, но зато избалованные парадами, салютами и воздушными шариками будущие граждане независимой Армении?

1 комментарий: