В Международный день театра состоялось
очередное вручение национальной театральной премии “Артавазд”.
Театральные деятели получили заслуженные и долгожданные награды, звучали слова
благодарности, высокие речи о необходимости развития отечественного театра —
как столичного, так и областного… Это все, разумеется, очень хорошо и
необходимо. Но приходится констатировать, что ни награды, ни многочисленные театральные
фестивали не влияют существенно на приток среднестатистических граждан —
потенциальных зрителей — в очаги культуры. Более того, зачастую после того или
иного вручения можно застать некоторых фигурантов прошедшего действа за
лузганьем семечек недалеко от того же храма искусства, плеванием на пол,
нецензурным «спичем» и т.д. Так чему же мы удивляемся, когда подобным
поведением отличаются не только люди, далекие как от искусства, так и от
городской культуры в целом, но и служители Мельпомены. Об этом и не только
беседуем с художественным руководителем Государственного кукольного театра
имени Ов.Туманяна Рубеном БАБАЯНОМ.
—
В современном мире все очень взаимосвязано, узких специализаций, как правило
нет, и решение того или иного вопроса зачастую находится в параллельном
направлении, смежной плоскости или даже плоскостях, — говорит Рубен Бабаян. —
Проблема зрителя — не проблема театра. Это вопрос воспитания. А проблема
воспитания — не проблема образования, это проблема семьи. Оттуда все и
начинается. Театр никогда не дает стопроцентной продукции — таковой она
становится (или нет) после контакта с аудиторией, «единицей измерения» которой
является зритель. И очень важно следить за тем, на что он «подсядет», к чему
потянется… Эти приоритеты воспитываются с младых ногтей. К сожалению,
приходится констатировать, что сегодня в области образовательной культуры
налицо недоработки, если не сказать большего. В итоге наибольшим спросом
пользуется третьесортная продукция.
Театр
— это общественное явление. Вы правы, плевки, свинство на улицах, выдача
наград, квартир и т.д. — всё это в одной плоскости, и решается опять же
образованием и воспитанием. Но тут мы имеем дело с тотальным наплевательством
уже в фигуральном смысле: сторонники евроценностей считают, что нашим воспитанием
должна заниматься Европа, адепты евразийских ценностей — Россия и Казахстан, и
решительно никто не хочет понять, что это наше дело, это нужно нам, и никто за
нас никогда не решит этот вопрос — тем более в нашу пользу. Будут насаждаться
чуждые ценности, подменяться ценности, выставляться двойные стандарты… Вот вам
и результаты. И брошенный окурок или плевок в общественном месте — это только
цветочки.
Никто
нас культуре не научит. Никто кроме нас самих не научит элементарным принципам
человеческого общения, никто не научит воспринимать свою родину как собственный
дом, в котором ни в коем случае нельзя свинячить, потому что твой дом — это не
какая-то отдельно взятая квадратура, а вся страна.
…Решение
проблемы — в культурном образовании потребителя. Когда есть желание потреблять
качественную пищу, она сразу появляется. Надо дождаться этапа пресыщения
«фаст-фудом» и всяческими суррогатами в искусстве. Как их отличить от «натур
продукта»? Очень просто — заниматься образованием потребителя с детских лет, приучая
его к здоровой пище (во всем). То есть делать то, что сегодня напрочь
отсутствует, в чем я лично вижу трагедию нашего времени.
—
То есть корень наших бед исключительно в недостаточном воспитании и
образовании?..
—
И как следствие, одно из самых серьезных заболеваний нашего общества —
отсутствие терпимости и желания выслушивать друг друга. Наша задача —
попытаться наладить этот диалог. Опять-таки добиваться какого-то конечного
результата невозможно, так как театр — это очень живая среда, перманентно возникают
новые задачи.
Говоря
о воспитании и образовании, я опять же делаю упор на семью — армянскую, как мы
ее часто высокопарно называем, традиционную семью, в которой сегодня имеют
место довольно нездоровые явления. Когда родители учат детей ругаться, учат
агрессии, сами элементарно врут младшим членам семьи, а потом журят детей за
вранье — это очень печально. Я думаю, что надо в один прекрасный день
остановиться и признать, что в плане общественного и социального развития мы
находимся на очень низкой ступени. Это не ужасно, это не конец — это факт,
диагноз, а после установления диагноза должен начаться процесс
незамедлительного лечения. И им должен заниматься каждый, индивидуально, потому
что процесс общественного выздоровления — это вопрос для каждого личный, не
коллективный. Все болезни излечимы, если, конечно, не запустить. Хуже, когда ты
в упор не видишь болезнь, уверяя, что здоров. Да, возможно, когда-то наше
общество было намного здоровее и чище, чем сегодня, и отголоски тех культурных
ценностей все еще присутствуют в нас — это и наша открытость миру, и
гостеприимство, и предприимчивость, и много другое. Но надо осознать и признать
сегодняшнее положение как начало излечения, и быть готовым к долгой «дороге в
дюнах». И у этой дороги нет конца, ибо это процесс вечный, и мы оказались в
этом положении, потому что когда-то посчитали, что уже дошли и можем
расслабиться. Но это не так. Жизнь как обратный эскалатор: идешь против, и если
остановишься — вышвырнет к черту!
—
Ну а как же наши многовековые традиции, культурные ценности? Куда все это
подевалось?
—
Мы можем сколько угодно задирать нос, говорить об изначальной расположенности и
врожденной восприимчивости нашего народа к культуре, к высокому искусству,
порождающей в итоге кристальной чистоты национальный продукт. Но это, увы, не
так. В противном случае не было бы Комитаса, занявшегося чисткой фольклорной
музыки от инородных сорняков. Не был бы велик Туманян, обрабатывавший народные
сказки…
Надо
понять, для чего нужно искусство — какую роль оно исполняет в государстве. Это
просто отдушина? Желание показать всему миру, что мы тоже что-то можем? Что у
нас тоже есть оперный театр и нацгалерея, или все-таки нечто большее?..
И вообще, я думаю, нет изначально культурных народов. В любой народ культуру надо вбивать — причем этот процесс должен быть перманентным и, повторюсь, более индивидуальным, нежели коллективным. И каждый должен работать над собой, осознавая, что должен быть культурным, обязан быть таким — иначе общество тебя будет отторгать. У нас же пока происходит обратный процесс — культурных общество отторгает, безграмотных и бездарных принимает как своих…
И вообще, я думаю, нет изначально культурных народов. В любой народ культуру надо вбивать — причем этот процесс должен быть перманентным и, повторюсь, более индивидуальным, нежели коллективным. И каждый должен работать над собой, осознавая, что должен быть культурным, обязан быть таким — иначе общество тебя будет отторгать. У нас же пока происходит обратный процесс — культурных общество отторгает, безграмотных и бездарных принимает как своих…
Хочется
надеяться, что так будет не всегда. Укажем и положительные сдвиги: народ стал
глубже думать, стал сплоченнее. И не исключено, что идея необходимости культуры
как государственного императива дойдет до народа раньше, чем…
—
Ну, дай-то Бог, пока же наша молодежь продолжает упиваться второсортным
культпродуктом, тюркско-арабскими напевами с армянскими (почему-то) словами и
прочей ересью…
—
Мы это называем одним словом — рабис. Считаю, что пропаганда рабиса должна быть
приравнена к пропаганде порнографии, насилия и караться точно так же. Ведь на
самом деле рабис — это не только музыка. Это мышление. Сходите на Вернисаж или
в ресторан «Шант» — вот вам рабис в живописи и архитектуре. А дом олигарха на
Аштаракском шоссе? Это же позор! Рабис — это деструктивное явление для всей
нашей культуры и это бич, с которым нам непременно надо бороться.
Мы
должны подходить к этому вопросу очень сознательно и осторожно, понимая, что
нужны десятилетия для того, чтобы очиститься… А для этого надо строить свою
национальную политику в области культуры. Такой политики у нас, увы, нет.
Должен быть создан догмат, когда «культурная» система институционально начнет
работать в стране. Тогда мы сможем правильно себя соотносить с тем, что ценно,
глубоко и содержательно, что обогащает и возвышает человека над самим собой. И
соответственно с тем, что принято называть плинтусовым уровнем.
—
И опять мы возвращаемся к вопросу нравственного воспитания гражданина. Есть,
конечно, существенные изменения, но взрослый сам не рвется в театры, да и
ребенка не часто водит… Как с этим быть?
—
То, что происходит сегодня у нас, — это эпидемия. А во время эпидемии больного
не спрашивают, хочет он принимать лекарство или нет, его попросту заставляют
это сделать! И не надо во всем винить улицу, телевидение и компьютеры — дети не
виноваты в том, что мы их растим такими. Ведь это мы, родители, закрываем перед
ними все двери в культуру. Не могут же они на школьных уроках становиться
гражданами страны, о которой не имеют практически никакого представления.
Нельзя превращать любовь к Нарекаци и Кучаку в транспарант, на деле не имея
никакого понятия об их творчестве.
—
Ну а как бороться со свинством на улицах нашего города — может, помогут
административные наказания?
— Судите сами: до введения штрафа за
неиспользование ремней безопасности мало кто ими пользовался. А сегодня — даже
не из-за штрафа, а понимая реальную необходимость — почти все водители
пристегиваются. К слову, мне нравится, что водители стали уважительно
относиться к пешеходам. Конечно, в том же Тбилиси и полиция работает лучше, и
улицы чище, но вот уважения к пешеходам намного меньше.
Повторю, человек должен понимать, что эта страна — его дом родной, и вести себя
адекватно. Но порой очень трудно донести до него эту мысль, это понимание. В
США, если ваша собачка напачкала в общественном месте, а вы не убрали за ней,
выписывается штраф в размере не менее 400 долларов. Если вы считаете своего
питомца равноправным членом семьи, извольте отвечать за его поступки! А мы чем
лучше? Все должно идти параллельно — воспитание, образование и жесткое
соблюдение законов и порядка. У нас есть закон о запрете курения в общественных
местах. Но большая половина столицы курит где хочет, а остальные, некурящие,
жалуются на то, что в городе нечем дышать. А кто вам запрещает пользоваться
этим законом? Откуда эта боязнь прослыть стукачом или ябедой? Вы граждане
независимой демократической страны, для вас созданы законы — пользуйтесь ими
сами и требуйте уважения своих прав от других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий