Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

воскресенье, 17 мая 2015 г.

“Мерседес” на сцене ТЮЗа

         В ТЮЗе состоялась премьера спектакля “Мерседес”, посвященного теме геноцида армян. Мои гости — режиссер-постановщик спектакля Акоп КАЗАНЧЯН и исполнительница главной роли Нора АРМАНИ.
Акоп КАЗАНЧЯН: — Тема возвращенцев, поднятая в пьесе Ануш Аслибекян-Арцруни, меня сразу очень заинтересовала — к ней у нас почему-то обращаются довольно редко. После страшнейшей трагедии огромное количество армян разбрелось по всему свету. Их дети, выросшие в армянских семьях, без отрыва от армянской культуры, поверив в начале 30-х советским властям, “услужливо” пригласившим их домой, вернулись в Армению и столкнулись здесь с нечеловеческой жестокостью. Сегодня, когда исполняется 100 лет с кровавой резни армян в Османской Турции, мы не имеем права молчать о том, что было содеяно с нашими соотечественниками, поверившими и вернувшимися сюда: одни сразу же оказались в ссылке, другие — в лагерях... Лишь малая толика возвращенцев осталась тут, продолжая пребывать в вечном страхе.
В этой пьесе рассказывается о женщине, родители которой после резни оказались в Салониках, где она позже родилась и выросла. В конце 40-х она принимает решение приехать в Советскую Армению. Вся пьеса — история ее жизни с этого момента вплоть до карабахских событий.
Отдельно хочется отметить замечательную талантливую команду, с которой мне представилось работать — это, конечно же, в первую очередь Ануш Аслибекян-Арцруни, автор сценографии Антон Кешишян, постановщик танцев Гагик Карапетян и композитор Ваан Арцруни.
— Почему вы решили взять на главную роль Нору Армани?
А.К. — Мне показалось, что западноармянская актриса наиболее точно передаст образ главной героини в силу общности и психологии, и культуры речи... Думаю, я не ошибся. Нора блестяще справилась с поставленной задачей. Это история двух сестер — Заруи и Мерседес: последняя остается в Салониках, а Заруи — главная героиня — приезжает сюда. В ее образе слились воедино образы навеки ушедших, но очень дорогих нам людей. Ведь в каждой армянской семье есть своя история, свои корни родом из Западной Армении. На протяжении работы над спектаклем перед моими глазами стояли лица моих дедушки и бабушки — им же я посвятил этот спектакль...
— Нора, в своем творчестве вы уже не раз обращались к теме геноцида и активно участвовали в подобных проектах. Взять хотя бы спектакль “Без права на возвращение”, премьера которого состоялась несколько лет назад в театре им.А.Пароняна.
Нора АРМАНИ: — Вы правы, тот спектакль стал не просто важнейшим событием в моей творческой карьере, но и “первенцем” Всеармянского театрального проекта на фестивале “Одна нация — одна культура”. Он состоялся при участии соотечественников из разных стран: автор пьесы драматург Каролин Сафарян (Бельгия), исполнитель главной роли Армен Джигарханян, великолепный Самвел Мужикян из Санкт-Петербурга, Степан Гантарлян (Германия), Армине Микаелян (Москва). Моя же роль была не совсем обычная — я появлялась лишь на экране в видеопроекции, вклиниваясь в кадры исторических хроник и читая монологи женщины, чудом спасшейся от резни...
На этот раз я появилась на сцене “живьем”, и безумно рада и благодарна создателям спектакля за оказанную честь — говорить от имени наших родителей о нашей всеобщей боли. Все эти истории были известны в наших домах: у кого-то родственник поехал в Советскую Армению и пропал, у кого-то еще что-то... Этот история из моего сердца — из сердца всех армян!
Работать над спектаклем было и легко, и в то же время сложно. Легко — поскольку Акоп прислал мне текст, над которым я тоже в свою очередь поработала, превратив восточно-армянский в западно-армянский, и знала все наизусть. Но по приезде сюда оказалось, что режиссер в свою очередь тоже потрудился над текстом: некоторые куски были заменены, некоторые добавлены... Так что нам всем неделю перед премьерой пришлось славно поработать: из дома в театр, из театра — домой. Плюс на мне сказывалась разница во времени, я и сейчас не до конца адаптировалась... Но спектакль получился, и я, повторюсь, счастлива и благодарна, что рассказать об этой странице истории Армении после геноцида выпала честь именно мне.
— 9 мая состоялся третий показ спектакля в Армении. Какова его дальнейшая судьба — увидит ли его неармянская аудитория?
А.К. — Всегда начиная новую постановку, я планирую ее дальнейшее продвижение: гастроли, фестивали и т.д. На этот раз спектакль создавался в авральные сроки, поскольку мы репетировали тут — создавали каркас спектакля, — а Нора у себя, после чего ожидался ее приезд и слияние двух половинок спектакля. Но из-за болезни отца ей пришлось задержаться, и нам просто не оставалось времени думать о чем-то кроме завершения работы над спектаклем.
Сейчас мы с Норой продумываем варианты возможного представления спектакля мировому сообществу. Думаю, все будет хорошо...
— Нора, а с кем из наших кино- и театральных деятелей довелось поработать?
Н.А. — С Ашотом Адамяном — в фильме “Срок 7 дней” я снялась с ним в паре. Само собой, судьба свела с теплой, шумной, веселой и безумно талантливой творческой командой Ара Ернджакяна — артистами Камерного театра. Тогда же я познакомилась с создателями кинофестиваля “Золотой абрикос” Микаэлом Стамболцяном и Арутюном Хачатряном, Евгенией Саркисян и многими другими армянскими кинематографистами. Дружба с Евгенией, художницей и сценографом, ныне проживающей во Франции, позже переросла в творческое сотрудничество. В 90-х в Париже открылась выставка ее картин, оформленных моими стихами разных лет, а чуть позже — мои стихи вошли в каталог ее работ.
— Какие новые спектакли ожидаются  в ТЮЗе?
А.К. — 13 мая будут представлены “Приключения Тома Сойера” в постановке Рузанны Хачатрян, в спектакле заняты молодые актеры театра. Очень интересный спектакль! Затем ожидаются новые совместные работы, о которых пока я предпочту не рассказывать, поскольку подготовка к ним еще на стадии переговоров.
— Нора, а какие творческие планы у вас?
Н.А. — В последние годы я являюсь директором созданного мной кинофестиваля Socialy Relevant Film Festival в Нью-Йорке. Помимо документальных короткометражных фильмов участниками этой программы становятся и авторы сценариев. Основной параметр — в центре внимания должна быть человеческая история. Я думаю, это необходимое условие сегодня для донесения той или иной информации до мирового сообщества. Сегодняшний зритель устал от заумных и пересыщенных информацией продуктов — просто по-человечески объясните, и поймет каждый. Вот спектакль “Мерседес” — это как раз такой спектакль, потому он и проникает в сердца, потому он и будет понятен в любой стране мира. На нашем кинофестивале принимают участие, конечно, и представители Армении — в будущем году специальная программа будет посвящена 100-летию геноцида. Мир должен узнать об этой трагедии и вынести свой вердикт! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий