В театре им.Маляна состоялась презентация
трех новых дисков известной армянской певицы Аракс МАНСУРЯН — три новых
альбома: малая часть большой творческой жизни, обобщенная в трех сборниках, где
представлены как духовные произведения, так и камерные, народные... По
окончании нам удалось побеседовать с главной “виновницей” торжества.
— Сложно
найти армянскую семью, которую не коснулся бы 1915 год. Один из ваших дисков
посвящен памяти жертв геноцида, не так ли?
—
Вы правы, наши родители (мои, Тиграна, Мгера и сестры Соны) — мать Анна
Памбукян и отец Егия Мансурян были сиротами, пережившими ужасы 1915 года... Моя
мать часто рассказывала моим детям Шушан и Мариам о годах, прожитых в сиротском
приюте... Вспоминала, как шагали с матерью Симой, сестрой Маргарит и братом
Овсепом по дорогам изгнания, видела, как за железными воротами турки сжигали
армян... Рассказывала также, как мать Сима и сестра Маргарит умерли по дороге,
лишь брат, чудом спасшись, добрался до Бразилии... Больше они его никогда не
видели.
Насколько
я помню, матери тогда было три года... Она выросла в приюте сирийского города
Хама... О своем папе ничего не могу сказать, потому что когда он ушел из жизни,
мне было 12 лет... В Армении каждый год 24 апреля моя мать, взяв руки маленьких
Шушан и Мариам в свои ладони, шагала к памятнику геноцида... Мы, четверо детей,
знали, что день рождения матери неизвестен, и поэтому она говорила, что
родилась 24 апреля...
В
год, когда армяне всего мира скорбят, вспоминая страшное зверство столетней
давности, однако так и не осужденное единогласно мировым сообществом, я не
смогла остаться в стороне — это мой долг, мое слово, которое я обязана была
сказать!
—
Большое видится на расстоянии: какова ваша оценка происходящего в культурном
пространстве Армении, в частности в музыке?
—
Мне бы не хотелось выступать в роли судьи: есть и плохое, есть и хорошее. К
примеру, с радостью должна отметить повысившийся интерес к творчеству Комитаса
и к духовной музыке в целом. Все это происходит благодаря истинным адептам
армянской музыки — коллективам, продвигающим воистину армянскую музыку.
Конечно, в начале нашего независимого пути было много серости, уверенно
занявшей опустевшие, а посему вакантные места в культпространстве. Но время все
расставляет по своим местам — мы народ, умеющий ценить истинное искусство. Я
верю в это и в этом вижу бессмертие нашей культуры!
—
Тем не менее в одном из недавних интервью вы отметили, что порой складывается
ощущение, будто сегодня в Армении все поют одно и то же...
—
Увы, так. Но, думаю, это естественный процесс — идет отсев. Просто мы вынуждены
мириться с правилами “игры”. Я не сторонница категорических мер — отнюдь,
считаю, каждый жанр, каждая стилистика имеет право на существование в своем
пространстве, в своей “нише”. Например, вспоминаю, как в Египте услышала
молитву на арабском — чарующая музыка! Потому что естественна — музыка этого
народа, исполняется его представителем на их языке. Нет никаких подмен, суррогатов.
У меня аж слезы подступили...
Но!
Нельзя интегрировать чужую культуру в свою путем дешевого смешивания. Нельзя
исполнять мугам на армянском, отталкиваясь от конъюнктуры рынка! Комитас
очистил нашу национальную музыку от “мугамной шелухи”. А что происходит
сегодня? Обратный процесс, и только силами подвижников эта музыка возрождается,
пропагандируется. В этой связи хочу с гордостью отметить участие и выразить
глубокую благодарность президенту РА Сержу Саргсяну за содействие нашему
проекту.
Категорически
обязательным считаю сегодня духовное и культурное воспитание будущего
гражданина чуть ли не с ясельного возраста. Он должен впитать это в себя,
принять как свое, раствориться в этой культуре. Основы основ — это Маштоц и,
конечно, великий Комитас, возродивший нашу духовную музыку. И, разумеется, наши
современные композиторы... Мы делаем детям прививки от болезней — это разумно,
— но точно так же необходимо инъектировать в них сызмальства нашу культуру,
духовные ценности... Пускай потом слушают и рок, и джаз, и рэп, и мугам —
главное, у них будет своя основа, своя культурная почва под ногами. Посмотрите
на наших армянских джазменов — весь мир восторгается ими. Но все они в свое
время прошли школу армянской музыки, именно потому, хотят они того или нет,
играют самый что ни на есть “армянский джаз”. Словом, верните армянину его
музыку, а потом пускай слушает, что хочет!
—
И опять вопрос из рубрики “взгляд издалека”: как вам современная армянская
молодежь?
—
Я считаю, что у нас очень хорошая молодежь, очень одаренная — одно слово, гены!
Причем как в Армении, так и вне ее пределов. Другое дело, что ей недостаточно
предоставлена возможность нормально, основательно ознакомиться со своей
национальной музыкой, с ее историей. А это чрезвычайно важно. Посему основной
задачей сегодня является умелое, профессиональное преподношение, пропаганда
музыки, скажем так, закрытого социума — огромной аудитории. Опять же на уровне генетической
памяти все это сидит в нас, и необходимо лишь достучаться...
—
Почти 20 лет назад вы приняли приглашение Сиднейского оперного театра, но уже
через три года гастролировали на родине. Не секрет, культурный отток
продолжается и сегодня, однако при этом много говорят о патриотизме, о
необходимости возвращения в родные пенаты и т.д. Каково ваше отношение ко всему
этому?
—
Не берусь отвечать за других, хотя мой ответ, так или иначе, коснется всех. Я,
повторюсь, против целенаправленного обесценивания национальной культуры, против
дешевых культ-миксов. Но я за расширение горизонтов, за пропаганду армянской
культуры как внутри страны, так и за ее пределами. Если первое пока достигается
с трудом, то второго избежать просто невозможно — где бы ни оказался армянин,
он будет говорить о своем, нести свою культуру. Да, мы умеем растворяться в
чужой среде, ассимилироваться, но при этом мы остаемся прежними.
Увы,
сегодня внутри страны имеет место культурный дисбаланс в свете того, что ее
покидают истинные представители культуры... Но зато имена Комитаса, Каначяна,
Екмаляна, Мирзояна, Арутюняна и других узнает весь мир и восторгается этой
чарующей музыкой!
Разумеется,
любой выбор — жертва. И уходить можно по-разному. Сложно кого-либо осуждать,
недопустимо вешать ярлыки и т.д. Скажу за себя, сложно говорить о возвращении
домой человеку, не покидавшему Родины — я всегда здесь: мысленно и духовно, в
прошлом, настоящем и будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий