Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

суббота, 14 ноября 2015 г.

Новая Мастерская анимации имени Роберта Саакянца, или «Вараздат» идет на смену «Анаит»!

            Приза зрительских симпатий XI Международного фестиваля фильмов для детей и юношества “Ролан” удостоилась картина Да- вида Саакянца “Анаит”. Напом- ним, премьера фильма состоялась в прошлом году. О новых проектах “Роберт Саакянц продакшн”, о новом здании, выделенном твор- ческой группе, о положении в кино и не только беседуем с режис- сером фильма, мультипликатором Давидом СААКЯНЦЕМ. 
— По завершении “Анаит” мы с Варданом Задояном засели за сценарий нового фильма: с начала года работаем над проектом полнометражного, 75-минутного фильма под названием “Олимпикос” о царе Вараздате — последнем олимпийском чемпионе античных Олимпиад и единственном иноземце, ставшем олимпиоником. Уже закончили сценарий, записали всех актеров и переходим в фазу создания изоряда.
Также из последних приятных новостей — обретение крова, нового дома нашей студии. Пять лет назад я обратился к президенту с просьбой выделить территорию нашей группе. В предложенном проекте помимо нашей студии были указаны также создание художественной школы, мульт-студии для детей, а также небольшого кинотеатра, где будут демонстрироваться как шедевры мировой мультипликации, так и лучшие работы учеников нашей студии. Ну и, конечно, мастер-классы, встречи с известными мультипликаторами и т.д. Прошло пять лет, и вот буквально две недели назад мы въехали в наш новый дом с площадью в 600 кв.м, и все наши мечты обрели сегодня реальные очертания. Более того, в фойе планируем открыть выставочный зал, где будут представлены экспонаты, кадры из фильмов — начиная с Атаманова и до нашего времени. Мы очень благодарны, что наша достаточно амбициозная идея нашла поддержку со стороны президента, и в итоге появилась на свет Мастерская анимации имени Роберта Саакянца!
— Время диктует свои законы, порой на корню меняя устоявшиеся приоритеты. Как бы вы оценили состояние нашего кино сегодня?
— Действительно, темпоритмика изменилась, но дыхание времени нельзя рассматривать со знаком минус или плюс — надо уметь двигаться в ногу с ним, вместе с тем не отходя от собственного курса. Хочешь ты того или нет, надо подстроиться под ритм, в котором живет весь мир, но умело пользуясь своими ресурсами, знаниями. Не хотелось бы критиковать или тем более менторствовать, но отставание во времени моментально видно, особенно в кино. Можно, конечно, наплевать на всех и двигаться в своем устоявшемся темпе, однако кроме сужения собственных возможностей, аудитории и в итоге серьезного отношения к тому, что ты делаешь, это ничего не даст. Увы, порой мы сталкиваемся в нашем кино с “шедеврами” деятелей, не желающих покидать пределы ограниченного ими же зачастую надуманного периметра.
— Ежегодно в Армении проходит немало фестивалей. Согласны ли вы с тем мнением, что наши фестивали до сих пор еще не служат своему делу: пропаганде национального искусства, воспитанию зрителя?
— В принципе, да. И в том вина как организаторов фестивалей, не делающих акцент на национальном искусстве, так и производителей, не предоставляющих им в общем-то этой возможности. Ведь если б наша ежегодная кинопродукция выпускалась в том количестве, чтоб ею можно было “забивать экран” хотя бы процентов на восемьдесят, то вопрос пропаганды нацискусства не стоял бы по умолчанию. Вместо этого в рамках смотров представляются реанимированные старые работы и “пара-тройка” новых фильмов, снятых “по образу и подобию” новых режиссеров, увы, порой не шибко покалеченных вкусом и интеллектом, а скорее пытающихся переплюнуть время, обогнав поезд, на который некоторые другие деятели, как я сказал, давно махнули рукой. Хорошие же работы растворяются в общем знаменателе. Выходит, если мы представляем претензии организаторам кинофестивалей, то не меньшую ответственность несет государство, которое должно поддерживать настоящее искусство, стоящее выше масскультуры. Надо давать возможность талантливым ребятам снимать, предоставлять им площадки и финансирование. Да чего там, необходимо иметь стратегию развития и пропаганды нашей культуры, а она сегодня довольно расплывчата. Не ощущается вектор, по которому мы движемся как нация, государство - как часть мирового общества. Нет поставленной задачи, нет целей, к которым мы движемся...
Более того, мы вынуждены быть свидетелями эдаких кинореверансов перед Турцией и особенно Азербайджаном в рамках некоторых фестивалей. Я говорил и не отказываюсь от своих слов — попытки наладить контакты с соседними “государствами” этим способом считаю более чем пустыми. Это примерно то же, если знаешь, что у тебя сосед дегенерат и тем не менее пытаешься с ним найти общий язык. Надо просто игнорировать, возможно, ожидая, когда он дозреет, что... более чем туманно. Это моя позиция: просто есть вещи, которые вызывают у меня протест, можно сказать, на генном уровне. Нельзя говорить о 100-летии геноцида, одновременно пытаясь подружиться с потомками вандалов, отнюдь не принимающими своей вины, более того, продолжающих культивировать в себе зверя, свидетелями “подвигов” которого сегодня является все мировое сообщество. Это даже не метание бисера, это намного хуже и безответственнее. Именно поэтому я прекратил свое общение с фестивалями, исповедующими подобные “ценности”. И думаю, поскольку это вопрос стратегической важности для государства, оно должно пересмотреть свое отношение и поддержку таких “реверансообильных” проектов.
— Враг бывает как осязаемым, так и не очень: те же евроценности в виде фильмов о гендерном равновесии и разного рода иных извращений сегодня берут первые призы и в целом довольно активно пропагандируются на европейских фестивалях, участниками которого становятся и наши кинодеятели. Как же быть в этом случае?
— Откреститься от всего мира и, повторюсь, от темпоритмики времени невозможно и глупо. Другое дело, что мы должны создавать своего зрителя, воспитывать в рамках тех национальных ценностей, которые веками исповедуются нашей нацией. Рассматривать Францию как потенциального врага нашей ментальности и бойкотировать тамошние фестивали, думаю, неверно. Представь себя, покажи свою культуру, заткни за пояс своим профессионализмом, креативностью идей, глубиной — и тогда будут уважать твои ценности, а не навязывать свои.
       — Вы являетесь автором проекта KilDim — в одночасье завоевавших большую популярность в интернете сатирических мультфильмов о происходящем на армяно-азербайджанской границе. Как родилась эта идея и ожидаются ли новые выпуски?
— Первой попыткой в этом смысле можно считать проект “У них” — своеобразный взгляд как бы из Азербайджана на творящееся в нашей внутренней политике в период предвыборной кампании, — который мы делали еще вместе с отцом. Потом родилась идея KilDim-а, при чем изначально планировалось делать это для нашего ОАТ. Потом мы ушли более, скажем так, в открытый формат высмеивания. В отличие от цикла “У них” в KilDim-е есть словечки, юмор, порой “ниже пояса”, и стало ясно, что это не может появиться на нашем Первом канале. Мы перебазировались в интернет. Долго время скрывали свое авторство — не хотелось, чтобы имя Роба как-либо склонялось нашими “милыми” соседями”. Но со временем стали появляться лжеавторы мультов, и после того как появилась даже деза о том, что это делают сами азербайджанцы, мы поняли, что проект удался и раскрыли карты. Снято восемь фильмов, мы продолжаем перманентно обращаться к этой теме, но, увы, времени очень мало, руки, как говорится, не доходят. В этом году планировали сделать новый выпуск, но, учитывая тот факт, что обстановка на границе очень напряженная, гибнут люди, мы временно приостановили работу.
— Сегодня на некоторых телеканалах, да и не только, утвердился не только юмор, но и в целом уровень ниже плинтуса. Каково ваше отношение к этому?
— В нашем проекте мы, конечно, тоже немного похулиганили, но то была вынужденная мера — форма удара, когда иначе не доходит. Другое дело, если черный, пошленький юмор продиктован аналогичным уровнем воспитания создателя. Это недопустимо! Творцы должны осознавать степень ответственности за пропагандируемые ими приоритеты, за события, происходящие в их фильмах, передачах и т.д. И тому подтверждение мы моментально видим в наших детях. Посмотрите в кого они играются, кем хотят быть — мафиози, олигархами, бандитами... То есть убогое ширпотребное и вместе с тем меркантильное видение и мышление одного человека могут быть столь губительными для целой нации.
— “Народ это любит”, “народу это нравится”, оправдываются создатели подобных проектов...
— Народ это не любит. Мы с вами тоже народ — почему мы должны видеть эту мерзость и не мочь уберечь своих детей? Народ привыкает, людей насильно подсаживают на эту “иглу”. Замените похабень, пошлятину и безмозглые сериалы чем-то более интересным, возвышенным: с оригинальным сюжетом, хорошей драматургией, да чего там — ориентируйтесь на законы, устоявшиеся в этой сфере, и народ будет смотреть проекты с большим удовольствием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий