4 ноября
завершится X Ереванский Международный музыкальный фестиваль, посвященный
25-летию не-зависимости Армении. Фес-тиваль проходит под патро-натом первой леди
Армении Риты Саргсян и Министер-ства культуры, представ-лено 14 концертов с
учас-тием ярчайших солистов из Великобритании, Франции, Австрии, Японии,
Украины, России, Италии и, разуме- ется, Армении. Наш собеседник — один из
организаторов фестиваля, худрук и главный дирижер Национального
филармонического оркестра Армении Эдуард ТОПЧЯН.
— Главными
достижениями фестиваля я считаю то, что он обрел известность во всем мире и,
конечно же, то, что предоставляет возможность армянскому слушателю приобщиться
к высокому искусству. Кроме всемирно известных музыкантов, нам в этом году с
Александром Чаушяном, с которым ежегодно организуем фестиваль, удалось привлечь
таких знаменитых дирижеров, как Кирилл Карабиц из Украины, Дмитрий Юровский и
Марк Тардю из Германии, Мариос Пападопулос из Великобритании.
Отдельно хотелось бы отметить
уникальный концерт, посвященный 95-летию фонда “Ховард Карагезян” (США),
занимающегося поддержкой юных талантливых музыкантов, а также два юбилейных
концерта, посвященных 90-летию Арно Бабаджаняна и 70-летию Левона Чаушяна.
— Если говорить о нашем
слушателе, какие изменения вы бы отметили за эти 10 лет?
— В общем-то изменений не так уж
много. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, увы, приходится констатировать,
что мало людей ос-талось, действительно интересую-щихся высоким искусством,
людей, с мнением которых можно считаться. С другой — государство поддерживает
фестивали, и не только, страну еже-годно посещают прекрасные музы-канты, молодежь
стала чаще посе-щать концерты… Стабильность — то-же результат, а в нашем случае —
весьма немаловажный.
— Сегодня часто поднима- ется
вопрос меценатов, спонсоров, института менеджмента, арт-продюсинга. А как же
критики? Те, от профессионального мнения которых зависит немалое…
— Вы правы, даже самый именитый
зарубежный музыкант после концерта с замиранием сердца ждет утренних газет,
отзывов и впечатлений критиков. У нас есть, и это не секрет, люди, имеющие
право и, я бы сказал, обязанные писать критические статьи в разных областях
искусства. Но их немного, пишут не все — скорее всего, это по определенным
причинам сегодня невыгодно.
Часто пишут о нашем оркестре — тут
тоже две позиции: с одной стороны — хорошо, значит, есть о чем писать, что
критиковать, что советовать и что хвалить, с другой — почему так же не
освещаются другие мероприятия, выступления приезжих музыкантов?.. Ведь без
здоровой критики не может быть правильного роста и, не побоюсь, развития в
искусстве. Спонсора, худо-бедно, на то или иное мероприятие найти можно, а кто
обсудит концерт, скажет, нужно ли было его вообще проводить? Я думаю, критики —
это тот противовес, без которого развитие будет хаотическим, нежели размеренным
и выгодным для государства. А что мы имеем?.. Или не пишут вовсе или пишут
какие-то «хвалебные оды», от которых за версту несет непрофессионализмом и
предвзятостью. Об этом, думаю, стоит задуматься…
— Я всегда с большим уважением и
симпатией отно-сился к Армену Амиряну — интеллигенту, интеллектуалу,
профессионалу и просто нас-тоящему ереванцу. И уверен, это не только моя
позиция: наконец появился министр, которого действительно любит и уважает
народ. А это очень важно! Но, думаю, придется ему, тем не менее, нелегко —
предстоит колоссальная работа, причем во всех областях культуры. Многое предстоит изменить, восстановить. Это довольно сложная задача… Но уверен, он
сможет сделать много полезного, во всяком случае — настрой у меня позитивный,
оптимистичный. Ясно одно: хуже в культуре не будет, будет лучше, но вот
насколько — покажет время. Ведь за эти годы народ довольно серьезно отошел от
настоящей культуры в сторону ширпотреба, однодневок и «суррогатов-имитаторов»
истинных ценностей. Смещены приоритеты. Амиряну предстоит в прямом смысле
возвращать людям их культуру, воспитывать слушателя, зрителя…
— В этой связи вспоминается
«Филармония школьника» и многие другие образовательные проекты, увы, почему-то
канувшие в Лету… Почему бы их не восстановить?
— Не знаю, какие именно механизмы
будут задействованы и какими способами. Во всяком случае уже имеется
неофициальная инфор-мация о том, что новые министры культуры и просвещения не
раз встречались, много чего обсудили и собираются в будущем действовать сообща.
Это замечательно! Но тут главное все делать основательно. Скажем, та же
«Филармония школь-ника» не должна ограничиться дву-мя-тремя концертами. Необходимо
регулярно проводить мероприятия с максимальным привлечением молодежи. И тут не
только важен строжайший контроль за их посещением, но и поддержка со стороны
родителей — людей, кому небезразлично будущее своих детей, будущее нации. Дети
должны ходить на концерты, периодически посещать музеи, выставки: воспитываться
как в духе национальной культуры, так и быть осведомлены о классической музыке,
изобразительном искусстве — мировой культуре. Именно так это делается во всем
мире… Тут главное не требовать, а самим попытаться чем-то помочь — быть
сопричастным к положительным изменениям.
…В интересное время живем. Уверен,
уже через год мы станем свидетелями приятных сюрпризов — положительных
изменений. Об их интенсивности загадывать пока рано, но ясно одно — надежда,
казалось бы, угасшая недавно, вернулась ко всем нам снова. Значит, будем идти
вперед и побеждать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий