"Культура — императив государственный,
и стратегическое ее значение для воспитания гражданина, для будущего страны
трудно переоценить", — так началась наша беседа с известным армянским
композитором, сопред-седателем иностранной комиссии Союза ком- позиторов Армении,
директором Армянского Культурного центра в Провиденсе (США) Константином
ПЕТРОСЯНОМ.
— Около 20 лет
вы были членом худсовета на Гостелерадио Армении. Пропаганда предполагает и
некий контроль над происходящим, не так ли?
— К цензуре как явлению я, в общем-то, отношусь негативно —
художник должен быть свободен в своем творчестве и независим. С другой стороны,
сложно себе представить земледельца, открыто игнорирующего сорняки, но вместе с
тем сетующего на неурожай. Сегодня активно критикуется советский период, и те
механизмы. Но есть вещи, которые было бы неплохо перенять.
…Сегодня песни не пишет разве что ленивый. Но это подчас
люди, незнакомые с историей армянской песни, ее развитием, к тому же с дурным
вкусом. В итоге под маркой «оригинальной находки» нередко представляется чужая
музыка или просто плохая. Причем представляется на уровне плохой
самодеятельности, порочащей как новый «шедевр», так и его творца с исполнителем.
Вот худсоветы в свое время были преградой именно для такого рода «достижений»,
в частности тюркизмов, арабизмов, чуждых армянской музыке — тем более с
армянским текстом. Неплохо было бы, чтоб подобный отсев имел место и сегодня.
— Один неожиданный вопрос: есть ли в США Министерство
культуры?
— В США нет Минкульта, а есть фонды, распоряжающиеся,
финансирующие те или иные мероприятия, исходя из запросов не потенциальной, а
реальной аудитории. В этом смысле мы счастливы уже тем, что у нас существует
структура, которая может централизованно проводить пропаганду армянского
искусства, отталкиваясь не от коммерческих, а интересов нации, ее будущего.
Параллельно очень важно привлечь, привязать меценатов к нашей культуре, к ее
масштабным проектам, не имеющим коммерческого интереса. Посмотрите, в
Метрополитен-опера «вложились» в свое время многие меценаты, спонсоры. Они
ждали прибыли? Сиюминутной? Нет, они мыслили и мыслят совершенно иного рода и
уровня категориями. Так вот, надо попытаться «перенаправить» мысли состоятельных
господ, представив им глобальные программы. А для этого нужны специалисты,
профессионалы.
— В свое время большой популярностью пользовалась в
Армении «Филармония школьника», знакомящая юных посетителей и с армянской
музыкой, и с всемирной музыкальной сокровищницей. В США, надо полагать, иная
система приобщения к духовности, к культуре.
— Я не сторонник агитации «американской системы» — тем более
что собираюсь напомнить о том, что в свое время немало полезного опыта было
накоплено и у нас. В каждой американской школе, университете, институте — да
даже в компаниях — есть как своя спортивная секция, команда, так и свой оркестр
или хор. То есть люди, непрофессионалы, с детства овладевают игрой на каком-то
инструменте или поют в хоре — словом, получают определенное музыкальное
воспитание, приобщаются к музыкальной культуре. Многие из них в будущем не
станут музыкантами, но они воспитываются, взрослеют, познают мир, ориентируясь
на иные приоритеты. Так почему бы нашему Министерству культуры совместно с
Министерством просвещения не проработать такую вот программу? Тем более,
повторюсь, такой опыт в свое время имелся — многие помнят и наш университетский
оркестр, и оркестр политехнического и т.д. И в школах были музыкальные кружки.
Но это надо делать основательно, не пускать на самотек, надеясь на бдительность
учителей и искреннее рвение учащихся. Музыкальное образование, именно в рамках
вышесказанного, владение игрой на музыкальном инструменте или пение в хоре
должно стать обязательным в воспитательной программе, становлении будущего
гражданина! С последующей организацией концертов, фестивалей…
— А если говорить о взрослом слушателе, зрителе?..
— В свое время была четкая установка: и филармония, и оперный
театр, и другие культурные очаги в первую очередь должны были пропагандировать
армянское искусство, произведения армянских авторов. На моем веку каждый новый
худрук Оперного театра, занимая пост, искренне клялся в том же. Потом
мало-помалу все растворялось в иностранной музыке, больше места уделялось
зарубежному искусству. Почему? Да, надо и театру, и оркестру иметь широкий
репертуар, и посетитель Армении должен иметь возможность ознакомиться с ним. Но
визитера в первую очередь интересует национальная культура, национальное
богатство открываемой им страны.
…Наших композиторов в Армении, у себя дома играют мало, и это
так. Скажу больше — зачастую премьеры их произведений проходят за рубежом. С
одной стороны, это прекрасно — мир слышит армянскую музыку, но с другой —
хотелось бы, чтобы тот же творец был адекватнее воспринят, оценен и
заинтересован в дальнейшем творчестве у себя дома. Там, где его творчество
крайне необходимо и должно быть востребованным! А это возможно лишь при
правильном менеджменте, продюсинге — в первую очередь со стороны государства.
…Я и по натуре, и по жизни — оптимист. И реалист. Не хочу
давать никому никаких советов или «рецептов», тем более что у руля сегодня
стоят сведущие люди. Ну а несведущим советую привлекать в свои команды
профессионалов. Уверен, так оно и будет. Давайте верить в лучшее, и самое
главное — надеяться только на себя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий