Он один из молодых, но уже серьезно
заявивших о себе театральных деятелей Армении: его работы, пред-ставленные в
Драматическом театре и вне оного — как актерские, так и режис-серские, —
вызывают подчас противоре-чивые, но конструктивные мнения. Григ, как называют
его в кругу друзей, — человек ищущий, он приветствует здоро-вую критику и сам не
стоит на месте. Недавно вернулся из США, куда был приглашен с представленным им
спек-таклем «Душа моя», в рамках празд-нования 110-летия AGBU. Наш сегод-няшний
гость — актер, режиссер Григор ХАЧАТРЯН.
— Надо
отметить, участниками спектакля были дети — из центра «Тумо» и «Айордац тун»
(детско-юношеский центр) в Норке. Кому-то может показаться, что это
любительский спектакль, но это далеко не так — дети в этих центрах с пяти лет профессионально
занимаются театром, музыкой, танцами, акробатикой… Было очень приятно и
интересно с ними работать. Спектакль показали на Бродвее, в Сити Центр Холл, и
надо сказать аудитория была представлена не только нашими соотечественниками —
зал разделился «пятьдесят на пятьдесят». Приняли очень тепло, а после США
спектакль показали также и у нас — в Национальном академическом театре оперы и
балеты.
— Словом, свой прошлый «театральный сезон»
ты закончил удачно?
— Да, весьма.
Но и год был очень активный: незадолго до отъезда в США сдали спектакль в театр
М.Мкртчяна «Лунное чудовище» (по Р.Калиновски) — я там со дня открытия театра
2-3 года раз, что-то умудряюсь ставить. Осенью в родном Драматическом театре
представил спектакль по роману Достоевского «Неточка Незванова», потом —
новогодний спектакль, до этого был проект, связанный с творчеством Тертеряна…
Словом, много чего было, и, слава Богу, будет!
— Как бы ты, оценил на сегодняшний день
деятельность армянских театров?
— Деятельность
наших театров у меня вызывает удивление. Вообще, только то, что они до сих пор
живы, умудряются существовать и даже что-то представлять. Для меня театр —
государственное учреждение. И в условиях отсутствии культурной идеологии
отстаивать и проповедовать культурные ценности — на мой взгляд, по меньшей
мере, подвиг. Все театры работают,
везде премьеры…
— Но в каждой работе важен коэффициент
полезного действия, не так ли?
— Искусство
всегда двигали единицы, и их у нас немало. Театральный процесс, как и любой,
возможно оптимизировать, но не стоит забывать и о том, что если хочешь получить
десять плодоносящих деревьев, сажать нужно не столько же саженцев, а как
минимум сто. И дай Бог, если десять из них приживутся — что в наших условиях,
повторюсь, весьма непросто…
Когда мы
ставили спектакль «Душа моя», хореограф попросил меня составить список
спектаклей, которые ребятам, участникам проекта, стоило бы посмотреть. Я сделал
это — получилось 14 спектаклей, которые, на мой взгляд, действительно
заслуживают серьезного внимания. Вы
говорите о КПД — 14 спектаклей для такого города как Ереван, за один
театральный сезон, плохо или хорошо? Много или мало? Причем, спектаклей
интересных, хороших. Думаю, ответ понятен.
…Почему-то в
последнее время стало чуть ли не догмой — как новое назначение, так даешь
культурную реформу! Да, искусство должно воспитывать. Но если в школе ребенок
получает ноль знаний, и это подкрепляется в семье, потом в армии, — как мне с
ним в театре разговаривать, апеллируя словами, фактами, о которых он в принципе
не в курсе? Эти «культ-потуги» напоминают мне этюд Вицина из гайдаевского
фильма — пытаемся вытянуть самый нижний горшок, и плевать, что все остальное рушится.
Друзья, в стране есть куда более серьезные проблемы, а вы спорите о цвете и
форме пуговиц даже нескроенного еще пальто. Разберитесь в собственной
экономике, потом беритесь за какие-либо театральные преобразования, где опять
же необходимо государственное присутствие, господдержка.
— И все это не может существовать в отрыве
от национальной идеи...
— Абсолютно
верно. Взять два замечательных фильма — «Человек с ружьем» и «Сталкер». Первый
гениальный фильм восхваляет систему, второй гениальный фильм — ее обличает как
некую зону. У обоих в основе — национальная идея. Можно соглашаться с представленным, можно спорить.
У нас же «национальная идея» представлена приоритетами каких-то недокупцов,
недоворов, их интересами, их вкусом…
…Помню, в
детстве мы с сестрой, услышав, как соседские ребята напевают индийские песни из
фильма, попросили отца отвезти и нас в кино. И что бы вы думали? Папа три
месяца с нами после этого не разговаривал! Как? Он столько вкладывает в наше
образование, столько времени тратит для того, чтоб мы стали людьми, а мы вдруг
захотели посмотреть индийское кино? А сегодня посмотрите, сплошь и рядом по
Центральным ТВ — индийские фильмы! Почему? Скажете, вкус недокупцов тут не при
чем и только «рыночная экономика» виновата? Да даже в назначениях
«ответственных» за эфир или репертуар театра четко просматривается культурный
уровень «мецената» и его образование. Порой далеко не доброкачественное.
— С ранней весны до поздней осени Армения
живет активной фестивальной жизнью. Каково твое отношение к нашим фестивалям?
—
Исключительно положительное — это тоже подвиг, и тоже немалый. Прекрасно, что
наш зритель имеет возможность знакомиться с мировыми постановками. Но что
касается наших режиссеров, представляющих свои спектакли на фестивалях,
хотелось бы, чтоб они не пытались искусственно соответствовать
«евростандартам». Особенно это касается спектаклей, которые вывозятся за рубеж,
представляют театральное искусство Армении. Друзья, американца кока-колой не
удивишь, и потуги представить «национальные лицо» театра в проекции на «мировую
плоскость» выглядят порой более чем жалко. Вот это серьезная проблема, и о ней
нельзя забывать... Как и о нашем зрителе — не стоит его отпугивать «перенятыми»
театральными инновациями, находками.
— Вернемся к твоему творчеству. Что нового
готовишь?
— «Женитьбу Фигаро» — постановка в
Драмтеатре, моноспектакль в рамках фестиваля «Арммоно» — «Записки сумасшедшего»,
и еще много чего, о чем, признаться, не хотелось бы пока говорить…
Комментариев нет:
Отправить комментарий