Решением министра культуры Армена Амиряна директор
Национального академи-ческого театра оперы и балета Андраник Арзуманян был
освобожден от занимаемой должности и назначен советником главы Минкульта.
Временно исполняющим обязан-ности директора стал худрук театра, извест-ный
дирижер Константин Орбелян.
Если с перестановкой в
административном поле по уже ставшей традиционной системе «театр-Минкульт»
вроде как все понятно, то предстоящее совмещение худрука и директора театра
вызвало немало обсуждений, предположений, прогнозов в культурном пространстве.
Многие, разумеется, воздерживаются открыто «ставить» на кого-то, кто официально
вскоре займет пост директора, да и вообще озвучивать свое мнение по этому
поводу — мол, «о чем сейчас говорить: поживем-увидим…» или того проще — «что
может изменить мое слово?»
Такова, видать, нелегкая судьба
нашего Оперного театра — в самые ответственные моменты оставаться один на один
с административной машиной культведомства: вдалеке от друзей, уверенных в
необходимости переждать, да и в целом — в фатальности исхода всех происходящих
культурных процессов.
Но не все столь однозначно —
хотелось бы привести мнения, все же прозвучавшие. «Директор и худрук должны
работать в тандеме, быть созвучны, и не только в плане благих намерений, но и
планов реальных, — считает известный композитор Мартин ВАРТАЗАРЯН. — Константин Орбелян — опытный музыкант, знает
обширный оперный материал, и может быть действительно полезен и своими
знаниями, и связями, и контактами с другими солистами, которых будет приглашать
в наш Оперный театр. Тем более что эта традиция не нова — у нас в свое время
выступали лучшие оперные голоса, и не только Советского Союза. Помню, был
период, когда репертуар театр не умещался в рамках одного месяца — больше 70
спектаклей! Очень хочется надеяться, что мало-помалу все восстановится. Я
склонен думать, что так оно и будет, и в целом настроен позитивно».
А вот мнение директора и худрука
ереванского Кукольного театра Рубена
БАБАЯНА, вот уже лет 20 совмещающего эти позиции: «Особых проблем в этом
«двоевластии» не вижу — убедился на собственном опыте. Другое дело, что Оперный
театр — «конструкция» более широкая, чем наш театр. Тут и главный дирижер, и
главный хормейстер, и главный балетмейстер, и как эти соединение и контроль
возможны в такой системе, однозначно ответить довольно сложно. Посему, думаю,
что это не последние перемены в руководстве Оперного…»
«Буду краток: хуже не будет, это уж
точно! — считает промоутер, не раз вывозивший оркестр театра на гастроли,
директор музыкального продюсерского центра «Каданс» Ника БАБАЯН. — Константина Орбеляна знаю давно, и думаю, если он
серьезно займется Оперным театром, то положительные изменения не заставят себя
долго ждать. В том сомнений никаких! Для меня, как продюсера, важнейшей
составляющей, разумеется, является менеджмент, и если Орбелян останется на
позиции директора театра (в чем я немного сомневаюсь), то театр только выиграет
от этого. Но есть и информация, что на это место уже давно прочат бывшего
министра культуры Асмик Погосян. Зная ее энергичность, думаю, она тоже сможет
привнести в общее дело немало хорошего. Особенно радует, что продюсером театра
назначен Артур Гукасян — человек, профессионально знающий свое дело,
разбирающийся не только в театре, но и, уверен, в специфике оперного искусства.
Так что там мало-помалу собирается достаточно серьезная, сильная команда. И
изменения будут — к лучшему. Хуже уж точно не будет! Я настроен оптимистично».
«Если речь идёт о должности директора театра, то не
правильно, чтобы им становился Орбелян, — считает бывший советник министра культуры Раффи Захарян
(с 2006 по 2012 гг.), по должности занимавшийся, в том числе и вопросами Театра
оперы и балета. — Это вредно и театру и ему самому. Директор театра
отвечает за очень многие административные, хозяйственные, технические,
финансовые вопросы и это постоянная рутина, мешающая творчеству. На этой
должности должен быть хозяйственник. Другое дело, что по закону ГНКО
(государственная некоммерческая организация), коим является театр оперы и
балета, директор отвечает за всё — и хозяйство, и организацию, и за творчество. Поэтому,
в таком театре, как наша Опера, должна быть некая внутренняя договоренность
между директором и худруком о разделении функций. Недавно, главным продюсером
театра назначили Артура Гукасяна, что, по мне, очень правильно. В этом случае,
должна быть договоренность между тремя ключевыми фигурами — директором,
худруком и продюсером о разделении функций. Если будет назначен
директор-хозяйственник, который не будет вмешиваться в творчество, а будет
только ему способствовать, то это будет идеальный вариант. Кстати Андраник
Арзуманян был именно таким. Что же касается столь не любимой Асмик Погосян — она сделала для
театра столько всего хорошего, чего никто не делал за, без преувеличения, 50
лет, и очень жаль, что об этом все молчат в тряпочку, по разным причинам. Что
касается, артистов, музыкантов, дирижеров, балерин и балеронов — то гастроли,
контракты, ангажементы за рубежом, это даже хорошо и это нормальная практика во
всем мире. А их участие и привлечение в спектакли и постановки в нашем театре — это уже работа
продюсера театра, в данном случае Артура».
Интернет позволил связаться также с
находящимся в Европе известным дирижером Кареном
ДУРГАРЯНОМ: «Я думаю, не стоит зацикливаться на какой-то конкретной
личности — ни к чему делать какие-либо прогнозы. Здесь вопрос намного глубже!
Наш Театр оперы и балета — национальное достояние, и его будущее должно
заботить каждого из нас. Посему мы обязаны — каждый по мере своих возможностей —
не критиковать, а попытаться поддержать, должны помочь тому человеку, который
решится взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу. Мы представляемся всему миру
как первые христиане, так давайте будем таковыми и на деле — поможем ближнему.
А в итоге — самим себе! Ведь в этот театр ходить нашим детям, на этом искусстве
воспитываться. Не говоря уже о том, что именно этот театр представлял и,
надеюсь, будет представлять армянское оперное искусство во всем мире. Так
давайте сообща, взявшись за руки, общими силами восстановим, улучшим наш
Оперный театр. Уверен, так и будет!»
Искренне хотелось бы разделить оптимизм и уверенность наших
респондентов. Поверить в то, что вскоре Театр расцветет, вернет былую мощь,
возвратятся настоящие знатоки оперного искусства, звезды сцены — такие, как
всемирно известный оперный певец Барсег Туманян, Асмик Папян и многие другие,
кто ныне вынужден делиться опытом и дарить свое искусство вдалеке от родины, от
горячо любимого театра. Будет ли это так?.. «Поживем-увидим»?.. А может, тем,
кто все понимает, но предпочитает лишь критиковать или просто отмалчиваться,
имеет смысл все же прислушаться к вышесказанному — «рискнуть» и, не дожидаясь
завтра, высказаться сегодня, да и вообще попытаться быть хоть как-то полезным в
этом благородном деле?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий