Эта беседа состоялась в конце января, но, увы, не была опубликована,
поскольку центр внимания в одночасье был перемещен в сторону распространения
коронавируса: ежедневно обновляемая статистика, закрытие границ, карантин,
поиски путей решения и выходов из сложившейся ситуации. Вскоре стало понятно,
что вирус унес и продолжает не только человеческие жизни, но и рушить экономики,
отдельные отрасли, сферы определенных стран.
Многие вопросы, поднятые в этой беседе, продолжают оставаться актуальными
по сей день. Может, в сложившейся ситуации, воспользовавшись временным люфтом и
«перетасовкой карт», не лишено смысла переосмыслить
все и, соответственно, поискать пути новых решений этих проблем?
Количество желающих посетить
Армению день ото дня растет, и это не может не радовать. Но какой ценой и что творится
сегодня в «закулисье» армянского туризма? Верным ли путем идем и к чему? Об
этом и не только беседуем со старшим преподавателем научно-учебного центра «Сервис
и туризм» Ереванского государственного лингвистического университета имени В.
Брюсова, специалистом по направлениям «Винный туризм» и «Культура вина»,
председателем Национального центра вина Авагом АРУТЮНЯНОМ.
– С места в карьер: какое лицо сегодня у нашего туризма?
– Тут два аспекта – как
представляет туризм государство и как это делают «на местах» непосредственно люди
этой сферы. Начнем с первого. Здесь, на мой взгляд, отсутствует самое главное –
государственное видение, стратегическая составляющая. Тут может быть несколько
путей: государство все силы бросает на развитие туризма, видя в нем основной
вектор развития экономики, обогащения страны. Второй путь: развиваем туризм, но
не забываем и о других, не менее стратегически важных составляющих, таких как
наука, культура, промышленность, энергетика и т.д. И третий – разумный симбиоз
первого и второго. На мой взгляд, на сегодняшний день какого-либо намека на
оформленный план нет, все пущено на самотек, и туризм «развивается» усилиями активистов
– всех, кто учуял в нем неплохой способ быстрого обогащения. И каждый по своему
«образу и подобию», в силу своего интеллекта и знаний пытается что-то делать. В
итоге мы имеем тот бардак, который сегодня полноправно царит в сфере туризма
Армении.
Чем это опасно? Похожая история
произошла когда-то в Греции. Все силы были брошены на туризм, а остальное – в
последнюю очередь. В итоге страну накрыло мощным кризисом. Но если эта ситуация
для Греции была не смертельной, поскольку у нее много верных друзей в системе
общей безопасности, то нам, Армении, подобная роскошь недопустима – у нас нет таких
влиятельных друзей и исход будет плачевным.
– То есть такими темпами альтернатива – стать «банановой республикой»?
– И даже этого у нас не получится.
Мы никогда не станем страной массового туризма – хотя бы по той причине, что у
нас нет моря. Мы не курортная страна. То есть к чему приходим? Учитывая и
геополитику, и многие другие факторы, невозможно просчитать риски, а следовательно,
нельзя зацикливаться на какой-то одной стезе развития экономики страны.
Рассмотрим на примере винограда. Европа
когда-то решила развивать виноделие и стала культивировать сорта винограда для
разных предназначений. Есть винные сорта, есть сорта, которые используются в
пищу, есть сорта, которые можно долго хранить, и т.д. В итоге сегодня в Европе мощно
развито виноградарство и виноделие. Что сделали армяне? Армяне сказали: у нас
нет такой возможности «разбрасываться» и… объединили. За много тысячелетий из
нескольких сот эндемических сортов были выведены несколько десятков
универсальных сортов винограда, пригодных и для вина, и для еды, и для хранения
и т.д. И это была гарантия жизни для простого человека: пришли византийцы –
делаем вино, накрывает волной ислама – делаем кишмиш, пришли русские – из того
же сырья делаем водку. Борьба за существование – форма выживания, а
следовательно – такая политика. И где? В сельском хозяйстве.
Необходимо принять «виноградную
модель» в государственном масштабе и понять, что, как бы заманчив ни был
туризм, категорически важно осознавать и вместе с ним поднимать и науку, и
промышленность и многое другое. Иначе придем к полной девальвации ценностей как
результату циничной борьбы за выживание в самой сфере туризма и вынужденного
удешевления всего того, чем были богаты.
– На данный момент эта «ветвь» развития у нас утеряна?
– Не безвозвратно. На сегодняшний
день армянские вина составляют ничтожные доли процента мирового «винного
оборота» индустрии. Но вместе с этим Армения – первая в этом списке как
колыбель мирового виноградарства и виноделия. Первое место в мире, где виноград
и вино стали культивировать, а потом еще и создавать философии, на основе которых
возникли позже религиозные течения, мировоззрения и т.д. Посему мы не имеем никакого
права близко подходить к списку стран, где бутылка вина стоит один доллар, а
килограмм винограда – десять центов. Мы не имеем права становиться страной
дешевого туризма! Мы не так богаты, чтобы задешево «продавать» наш «виноград», не
имеем права разбазаривать все то, что было дано нам Богом, а затем культивировалось
тысячелетиями. Мы не должны терять своей элитарности!
– Но законы рыночной экономики – суровые законы. Останови любого
туриста и спроси, чем притягательна Армения, – одним из первых он отметит доступность.
Как быть?
– И снова обратимся к «винному»
примеру. В мировом виноделии есть такое понятие, как «болгарский синдром». В
90-х, после распада СССР, Болгария со своими изумительными винами осталась не у
дел – некуда было поставлять продукцию. И решили так: в Европе бутылка стоит
2-3 доллара, будем продавать свое вино по полдоллара, чтобы быть
конкурентоспособными. Поначалу какое-то количество удалось продать, но потом к
этой продукции стали мало помалу относиться с большим недоверием. Как может
хорошее вино стоить так дешево? Болгары в панике стали повышать качество,
придумывать новые маркетинговые ходы и т.д., но все зря. Болгария вошла в
историю как страна дешевого вина. И точка. Вот мы сейчас на краю – нас
разделяет самая малость, чтобы навечно стать страной дешевого туризма!
– Ваши ученики – будущие гиды. Те, кто для многих туристов навсегда
запомнится как лицо страны. Возвращаюсь к первому вопросу, но уже как бы с
другой стороны: каково сегодня лицо нашего туризма?
– Мягко говоря, печальное.
Посещая Армению, люди обращаются или в турагентства, или к частным гидам, или к
«вольным стрелкам». Во всех случаях опасность недостоверного представления
информации весьма велика. И не просто недостоверность, а разнобой. Человек читает
о стране одно – здесь узнает совсем другое, и это не просто альтернативная
позиция, а результат необразованности, неподготовленности человека на фоне
вседозволенности, щедро дарованной государством. В итоге человек уезжает с
ощущением, что это страна самовлюбленных людей, уверенных в своей богоизбранности,
на деле – неучей, хамов, и с твердым решением сюда не возвращаться.
Что делать? Проявить
государственное участие! И начать с обязательного лицензирования и
инструктирования всех представителей сферы туризма, кто имеет хоть какой-то
контакт с посетителем. Даже деревенский житель, угощающий гостей хашем, должен
иметь четкую инструкцию, что и как он должен рассказывать, представляя
национальную кухню.
Гиды – все как один! – должны говорить
то, что определяет политику государства в целом и относительно той или иной
национальной ценности или достопримечательности. Разумеется, каждый гид волен
иметь свое мнение, но он обязан представить сначала то, что установлено, а затем
при желании – свою, возможно, альтернативную позицию. Как гражданина страны.
И сделать все это очень просто –
велосипеда изобретать не надо, все это было в недавнем прошлом удачно придумано
и апробировано! – необходимо заново ввести, возродить институт худсоветов. То
есть должны собраться специалисты, выработать четкую позицию на тот или иной
счет, оформить и дать все это гидам. Ничего сложного.
– Считаете, «инъектирование» худсовета и диктата госидеологии в наше
демократическое общество будет безболезненным?
– Армения категорически не имеет
права на полную демократию. Маленькие государства выживали всегда исключительно
за счет монархии. Надо опираться на монархию – монархия в истории, монархия в
культуре, монархия в туризме, монархия в традициях и устоях. То есть нечто
целостное, конкретное, четкое, мудрое и отражающее волю государства. Это путь
сильных стран, могущественных!
Что такое демократия сегодня?
Пройдите по Северному проспекту и площади Республики – посмотрите в лицо
Еревана. Нравится оно вам? Эта архитектура, эти непонятные люди и кошмарный
мугам, звучащий на каждом шагу на радость разве что щедрым туристам из Ирана и
Турции! Вот «демократия» в действии, вот то лицо, которым представляется
столица простому обывателю. Так вот, перед тем как приводить в порядок лицо
туризма, стоит озаботиться лицом самой страны!
Комментариев нет:
Отправить комментарий