Более 30 театров и театральных трупп из Армении и НКР принимают участие в IV республиканском фестивале «Театр Х», организованном Национальным театральным творческим союзом при содействии Минкультуры Армении. В первой половине марта свои постановки представили столичные театральные коллективы. Второй же, областной этап фестиваля начался в Государственном драматическом театре им. Ованнеса Абеляна (Ванадзор) постановкой пьесы «Добродетельная шлюха» Жан—Поль Сартра.
Мой гость — президент фестиваля «Театр Х» Ара Хзмалян.
— Почему молодые режиссеры, в большинстве случаев, предпочитают «дожевывать» классиков? Ведь постановка пьесы современного драматурга развязывает руки для экспериментов и ограничивает возможности «побивания камнями».
— Мне кажется, дело в том, что молодые (в большинстве случаев, столичные) режиссеры болеют тем же заболеванием, что и вся «прогрессивная» молодежь – не любят читать! В результате, от молодых режиссеров 20—22 лет ждешь смелых, даже шокирующих новаторских экспериментов, а получаешь постановки, утратившие новизну мышления еще 100 лет назад.
Однако что касается постановок Ванадзорского, Гюмрийского, Разданского и Гаварского театров — то есть тех, что мы уже успели посмотреть — могу с уверенностью сказать, что оргкомитет и жюри фестиваля были приятно поражены как глубиной представленного материала, так и мастерством исполнения актеров. И особенно заслуживает уважение тот факт, что всё это имеет место в театрах пребывающих, мягко говоря, в нетеатральных условиях!
— Ваш фестиваль в силах повлиять на существующее положение вещей?
— Одна из основных целей фестиваля — привлечение внимания властей к бедственному положению многих региональных театров. К примеру, до прошлогоднего фестиваля мало кто знал о существовании Разданского театра. А, как выяснилось, таковой существует и представляет очень даже интересные постановки. Но условия, в которых творят эти люди, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Если помните, мы их даже в прошлом году наградили призом «За творчество в нетворческих условиях» от нашего главного спонсора благотворительного фонда "Гагик Царукян".
Далеко не последнюю роль в решении поставленной задачи, уверен, сыграет участие профессионалов от мира искусства. Необходимо, чтоб они, наконец, набрались смелости, освободились от местечковых комплексов и научились указывать государству: вот этот театр (режиссер, актер…) заслуживает большего внимания, а, следовательно, на него необходимо делать ставку и… вкладывать деньги.
— В прошлом году фестиваль призывал нас учиться слушать друг друга. Каков девиз в этом году?
— Наверное, самым большим достижением, которое мы констатировали в ходе столичного этапа фестиваля, было формирование культуры дебатов. Фестиваль проводится под лозунгом «Культурное единство, фестиваль дискуссий». Согласно принятому формату, после каждого спектакля проходят открытые обсуждения с участием специалистов различных сфер — режиссеров, театральных критиков, продюсеров, актеров, филологов, журналистов…
— Вернемся к столичным постановкам: о чем бы говорить не хотелось, но сказать стоит?
— Увы, основной проблемой почти всех постановок было отсутствие должного уровня театрального образования. Молодые актеры забывают, что игра должна строиться вокруг основных кульминационных моментов. Они начинают играть с огромной эмоциональной отдачей, а через 20 минут уже чувствуется опустошение и до окончания пьесы актер, уже исчерпавший свою энергию, ничего существенного на сцене не делает.... Не говоря уже о том, что среди высвеченных на фестивале недостатков армянской театральной реальности основной является тот факт, что в театре сегодня экспериментируют только люди, которым уже за 50.
— Ну, не всё же так грустно — какие работы из ереванской программы вам бы всё же хотелось отметить?
— Главными открытиями столичного этапа стали любительские труппы Ереванской школы №27 и Ереванского государственного лингвистического университета им. В.Я.Брюсова, а также актриса труппы «Агора» Нарине Григорян. Ее исполнение роли главной героини в постановке пьесы «Свободная пара» Дарио Фо и Франкхи Раме было единогласно признано лучшим со стороны оргкомитета и жюри фестиваля.
— Есть театры-новички в этом году?
— Да, к примеру, в прошлом году из НКР в фестивале приняла участие только Шушинская театральная труппа Центра искусств «Нарекаци», а в этом году к ней присоединился и Степанакертский театр им. В. Папазяна.
— И, напоследок, пару слов о зрителе — кто посещает сегодня фестивальные спектакли?
— Специфика фестиваля такова, что довольно сложно набросать портрет нашего типичного посетителя. Более того, реакция зрителя на то или иное представление также непредсказуема, коль скоро в театре всегда витает некая тайна... Именно поэтому наш фестиваль называется «Театр X». Но факт налицо, что количество зрителей год от года растет, и они не ограничиваются лишь просмотром спектакля, но и активно участвуют в обсуждениях после показа. Приятно отметить, что планка обсуждений поднимается — они стали более аргументированными, более емкими. Мы учимся всерьез говорить о театре, и я надеюсь, это принесет свои плоды!
Комментариев нет:
Отправить комментарий