Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

вторник, 7 февраля 2012 г.

Ульяновск: "Провинциальные анекдоты" от Акопа Казанчяна

Художественный руководитель нашего ТЮЗа Акоп КАЗАНЧЯН в январе был приглашен в Ульяновский драмтеатр им.И.А.Гончарова для подготовки спектакля "Провинциальные анекдоты" по трагикомической дилогии Александра Вампилова. Кто работал с Казанчяном, знает, что работает он четко, выверенно, оптимально. Вот и на этот раз — не прошло и месяца, как спектакль готов. До премьеры — 18 февраля — Казанчян успел на недельку приехать в Ереван.

— Как вы познакомились с этим театром?

— Идея о сотрудничестве с симбирским театром родилась осенью прошлого года, когда наш ТЮЗ принимал участие в V Гончаровском фестивале в Ульяновске со спектаклем "Нерон и Сенека" по пьесе Радзинского. Тут надо оговориться, что фестиваль был посвящен русской классике, но так как мы выступали вне программы, для нас сделали исключение.

Тогда же я посмотрел два тамошних спектакля "Чувства" и "Горе от ума". Основываясь на личных впечатлениях и по совету тогдашнего худрука Ульяновского театра Линаса Зайкаускаса, мне удалось довольно быстро определиться с исполнителями основных ролей в будущем спектакле. В спектакле заняты известные артисты — Виктор Чукин, Александр Куражев, Юрий Морозов, а также Марина Карцева, с которой я был знаком еще с прошлогоднего театрального фестиваля в Виннице — запомнился ее моноспектакль "Наташина мечта". Художником спектакля я пригласил Антона Кешишяна из Гюмрийского драматического театра, с которым мы делали спектакли и в Ереване, и в Гюмри, и даже на сцене Московского театра драмы под руководством Джигарханяна.

— А почему именно Вампилов?

— Сразу оговорюсь, что "Провинциальные анекдоты" включают в себя две одноактные пьесы — "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом". Я выбрал "Метранпажа". По моему убеждению, Вампилов наряду с русскими классиками справедливо считается злободневным современным драматургом, хоть и писал в 60-70-х про свое время. Уверен, проведенный им анализ природы человека не устареет никогда. Я давно подумывал о постановке этого спектакля и в нашем ТЮЗе и, скорее всего, скоро займусь им. При всей своей доступности вампиловская пьеса заставляет задуматься, обратить свой взгляд внутрь себя, к своей душе. Так что абсолютно справедливо Вампилова называли советским Чеховым. В его пьесах даже самые нелепые и ничтожные ситуации, на которые вроде бы даже не стоит обращать внимание, заставляют провести самоанализ, пересмотреть жизнь, биографию...

— Проводя параллели между ереванским театральным полем и ульяновским, какие плюсы хотелось бы отметить и какие минусы?

— Сравнивать нелегко в силу хотя бы того, что ульяновский театр является главным культурным центром области. В Ульяновске всего три театра и много маленьких молодежных "подвальных" театров. Я бывал на этих спектаклях и, надо сказать, был приятно поражен. Ульяновск мне очень понравился еще в предыдущий приезд. Такое впечатление, что сам ульяновский воздух пропитан атмосферой творчества. В этом смысле я вообще люблю старинные русские города. Вообще, для того чтобы понять, что такое Россия, русское искусство и, в частности, театр, надо побывать именно в таких городах как Ульяновск.

Если же сравнивать столичный театральный процесс и провинциальный, на мой взгляд, в определенном смысле выигрывает второй. Взять хотя бы тот факт, что в столице актеру предоставлена свобода выбора: чуть что не так — подался в антрепризу или того хуже — в сериалы. А в провинции театр — для актера дом родной. Он живет им, не представляя себя вне этой системы. Плохо это?.. Усеченность кругозора?.. В таких театрах, именно в такой абсолютной гармонии намного чаще, чем в столичных, происходят театральные " взрывы" и рождаются шедевры. Которые, кстати, потом не гнушаются использовать в своих постановках столичные режиссеры, выдавая их за свои "гениальные находки". Увы, примеров таких немало... И у нас также.

— С исполнителями понятно, а как насчет зрителей?..

— Приведу пример. "Горе от ума" — произведение сложное, хоть и комедия. Не говоря уже о том, что многие псевдотеатралы называют ее нафталином, старьем и т.д. Так вот на этот спектакль в Ульяновске за месяц билеты раскупают! Не спорю, и у нас есть почитатели классики, но если сравнивать "кпд зрителя" в этом отношении, то, несомненно, там он значительно выше. Мне часто говорят, ну и что с того? Кому нужно "Горе от ума"? Как же так, это же здорово, что до сих пор и там, и у нас есть люди, которые идут на классику!

Психологический театр — явление сложное и заниматься им должен себе позволить лишь настоящий профессионал. А не как некоторые наши молодые режиссеры, нахватавшись за рубежом разных театральных штучек, ставят тут спектакли, строя их на чужих находках. И при этом совершенно не работая с актером.

В этой связи хотелось бы отметить, как меня приняла ульяновская труппа и как легко мне было наладить контакт с актерами. А ведь попал я не в самое лучшее время — худрук Зайкаускас в результате конфликта с актерами вынужден был покинуть театр. Но ни полусловом, ни полунамеком я не почувствовал какого-либо оценивающего взгляда на себе и тем более никаких загвоздок в нашем сотворчестве не возникало. Мы приступили к постановке 10 января, и уже к 1 февраля делали прогоны на сцене со светом.

— Теперь о предстоящих планах. Правда ли, что в апреле планируется постановка интернационального "Короля Лира" для представления на Чеховском фестивале?

— Да, изначально проект задумывался как российско-армяно-киргизский, а потом мы решили подключить и Грузию. Увы, с ними дело не заладилось. Видимо, даже театральный контакт России и Грузии вызывает в некоторых умах нервный тремор. Из-за неразберихи с Грузией мы утеряли договоренность с прекрасным актером Михаилом Филипповым, которого уже планировали на главную роль, и он с радостью согласился участвовать в нашем проекте.

Сейчас на эту роль мы взяли Вигена Степаняна. Это замечательный актер и, что очень важно, чисто говорящий по-русски. Так что из Армении будут режиссер, актер и сценограф, из России — композитор и мастер пластики, а остальные участники спектакля — из Киргизии. Спектакль будет поставлен в Бишкеке, затем показан в Ереване и наконец в Москве на Чеховском фестивале.

Помимо этого, я собираюсь ставить спектакли в ТЮЗе, есть также приглашение из Пароняновского театра. Ну и, что очень дорого для меня, поступило новое предложение из Ульяновска. Сейчас я ищу пьесу и скорее всего летом займусь постановкой...

Комментариев нет:

Отправить комментарий