Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

пятница, 10 февраля 2012 г.

"Я хочу вдохнуть жизнь в песни, которые пока не исполнил..."

В филармоническом зале "Арам Хачатурян" состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Народного артиста РА Рубена МАТЕВОСЯНА, а также 50-летию его творческой деятельности. О прошедшем концерте, об искусстве песни, многом другом беседуем с "виновником" торжества.

— Я безмерно счастлив, что я певец, что народ выбрал меня в качестве человека, который представляет армянскую песню во всем мире, наконец, я очень тронут, что проведение памятного вечера было государственной инициативой. Мне приятно, что собрались не только коллеги, чье мнение и оценка всегда много значили для меня, но и слушатели, на протяжении всех этих лет бывшие рядом со мной, чье присутствие я всегда ощущал — я так благодарен... В этот день они пришли не одни — с ними были их дети и даже внуки. Я уверен, что песни продолжатся в них — ведь это их искусство, их национальная культура.

Пели Анна Маилян, Нунэ Есаян, Раиса Мкртчян, Алла Левонян, Арман Ованнисян... Сюрпризом вечера — думаю, как для меня, так и для собравшихся — стал наш дуэт с Робертом Амирханяном, который аккомпанировал на рояле.

Меня растрогали слова таких именитых мастеров как Эдуард Мирзоян, Владилен Бальян, Аракс Сарьян и других старших товарищей.

— В этом году отмечались юбилеи родных вам армянского телевидения и радио — третьим юбиляром стали вы...

— У меня была счастливая творческая жизнь, ведь я пел с такими оркестрами, как оркестр Большого театра, Бостонский симфонический... Но главное, чего я смог достичь — это, наверное, признательность публики. Это ей предназначались спетые мною 900 песен. Радует то, что я смог донести армянскую песню не только до соотечественников, но и до зарубежного слушателя, причем на лучших сценах мира: Карнеги Холл, Линкольн-центр, Альберт-Холл, Большой театр. А разве можно забыть, как я пел в Баку песню "Мой красивый край Карабах"...

— Вот уже 50 лет вы выступаете в Ансамбле народных инструментов радио и телевидения, а с 1996 года являетесь и его художественным руководителем. Однако мало кому известно, что вы по специальности еще и филолог...

— Да, действительно, я окончил филфак Ереванского университета. Это не прошло даром — только посредством глубокого понимания, я бы сказал, переживания армянского слова можно перейти к следующей его "стадии" — вокальному исполнению... В университете я учился под руководством таких легендарных лингвистов и литературоведов, как Джрбашян, Джаукян, Мкрян, Севак, Агаян... Кстати, Мкрян еще в университете называл меня "артист".

— Что бы вы сегодня посоветовали молодым исполнителям?

— Прежде всего, чтобы они были преданными своему делу! Сегодня я невольно вспоминаю свое первое выступление, первое звание, первую награду и благодарю Бога за голос, данный им, который до сих пор не погас и, конечно, своих педагогов. Моей первой любовью стала песня. Источником вдохновения певца может стать то, чем он живет, что его окружает, но только если он ко всему этому относится с любовью. Если не чувствуешь красоту природы, то и красок не будешь различать. Без любви жить невозможно, любовь — это все!

— Армянский эфир заполнили мелодии с откровенно арабо-тюркской направленностью. Насколько, по вашему мнению, велика опасность растворения национальной культуры в мутном потоке шоу-бизнеса?

— Я не знаю, с чего и почему началось отрицание народной песни. Мне вообще непонятно, как может не быть народной песни, когда есть сам народ, более того, когда мы обрели независимость?! Так что, говоря о народной песне, надо быть очень осторожным. Исполняя произведения известных авторов — тоже, ибо они не случайные люди, а крупные личности, представляющие классический уровень народной песни. Более того, общаясь с армянской песней, мы имеем дело с собирательным образом народа. Нации! Не всегда песня, выдаваемая за "народную" или "армянскую", делает честь нашему песенному искусству. Вместо того чтобы вывести на передний план тех, кто еще является носителем наследия, того, что рискует исчезнуть вместе с "последними могиканами", мы вынуждены вкушать плоды деятельности шоу-бизнесменов, а именно — ресторанной музыки. Хотите зарабатывать? Ради Бога! Но не надо это делать с высокой сцены и приобщать к этому широкую публику. А потом, прикрываясь нелепым оправданием "народ это любит", продолжать творить свое черное дело. Не любит этого народ! Народ любит свою песню, а когда изо дня в день емупредлагают суррогат, он невольно подсознательно привыкает к нему. Давайте качественную продукцию, пропагандируйте народную песню и посмотрим, что выберут люди. Эта песня у нас в крови, в наших генах — она родилась в V веке и до сих пор жива в нас, никакой рабис ее не переплюнет и никакой шоу-бизнес не вытравит!

— А может быть, нужен закон, нужна какая-то цензура. Закон о культуре у нас так и не принят, об этом много говорится, обсуждается...

— Проблему эту не решить, созывая всевозможные "круглые столы" и создавая впечатление людей, "болеющих за дело". Надо просто оценивать каждого на его истинном месте. Не для того ведь мы потратили столько усилий, создав и развивая школу! Все очень просто: тот, кто продолжает мою школу, должен быть в несколько раз лучше меня. Повторюсь, деньги нужны всем, но жить ведь надо не только в благополучии, но и достойно. Армяне в других странах уважают государство, соблюдать законы этой страны для них — дело чести. Хочу, чтобы и в нашей стране было так же.

— Какова, на ваш взгляд, должна быть позиция самих телеканалов — ведь именно они диктуют вкус широкой аудитории?..

— Вот тут-то нужен закон. Каждая телекомпания, принимая устав, утвержденный законом, должна свято чтить нормы и принципы поведения в данном государстве и его телепространстве. Тогда воротилы "шоу-биза", вынуждены будут думать, жить и зарабатывать абсолютно по-другому. И все, думаю, станет на свои места! Я лично настроен оптимистично и уверен, что так и будет в скором времени.

— Как известно, ведущие европейские телеканалы придумали "Евровидение". С недавних пор и Армения стала участвовать в этом конкурсе. Два вопроса: следует ли Армении продолжать свое участие и имеет ли смысл участвовать в этом году в бакинском "Евровидении"?

— Я предлагаю Армении последовать примеру серьезных, продвинутых стран и прекратить свое участие в этом давно потерявшем всякий смысл обезличивающем конкурсе! И не потому, что на этот раз он проходит в Баку — не стоило и в прошлые разы. Если этот конкурс задумывался с целью представить миру разные культуры, то сегодня там установлен некий ценз, некая шкала и направленность, которым слепо должны повиноваться участники. Это немыслимо! И потом, как можно доверять конкурсу, итоги которого подводятся из расчета, у кого сколько друзей и родственников? Что значит СМС-голосование? Вы культуру оцениваете, данные исполнителя или его агитспособности?

На мой взгляд, самый серьезный музыкальный конкурс — это конкурс имени Чайковского или ему подобные. В жюри сидят профессионалы, участвуют таланты — вот на это стоит тратиться и посылать своих участников, чтобы там выступали не просто исполнители армянского происхождения, а именно армянские музыканты!

И напоследок пару слов о ваших творческих планах.

— Смотреть вперед! Потому что если буду оборачиваться назад, перестану быть певцом. А я еще хочу вдохнуть жизнь в песни, которые пока не исполнил...

Комментариев нет:

Отправить комментарий