Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

четверг, 5 июля 2012 г.

Эдуард ТОПЧЯН: "Радоваться оттоку профессионалов как минимум глупо, если не сказать преступно!"

В Большом зале филармонии им.Хачатуряна состоялась премьера концертного исполнения оперы Дж.Пуччини "Турандот". Для постановки же оперного спектакля необходимы сотни тысяч долларов, которые можно собрать лишь при помощи меценатов. Более подробно об этом и многом другом беседуем с худруком и главным дирижером Госфилармонического оркестра Эдуардом ТОПЧЯНОМ.

— Нельзя сказать, что для Армении это уж такой немыслимый бюджет — "Аида", о которой сегодня уже мало кто помнит, если не ошибаюсь, перевалила за миллион. А за такую сумму можно так классно поставить "Турандот", что и вывозить не стыдно будет. Будем надеяться, что "Турандот" не ограничится лишь концертной версией. Мечтаю поставить оперу на площади Республики — с костюмами и декорациями. Уже есть эскизы, интересные режиссерские наработки. Если найдем спонсоров, то эта мечта станет реальностью.

— Но ведь ты встречаешься с госмужами, решающими вопросы финансирования, и не только в области культуры. Концертное исполнение оперы — "демо-версия" перед разговором о серьезных деньгах?

— Нет, это сугубо наш проект, и я очень рад, что его своим участием поддержали многие талантливые музыканты. Для реализации проекта объединились Филармонический оркестр, Госкапелла и детский хор "Спегани".

Я с детства был влюблен в волшебную музыку "Турандот". Поставить ее было моей мечтой, но все не получалось. Ситуация изменилась после того, как я познакомился с сопрано Сирануш Гаспарян — ученицей американской певицы Грейс Бамбри. У нее голос, идеально подходящий для Турандот. Чуть сложнее было с Калафом — перед тем, как остановить свой выбор на Энрико Лине, пришлось прослушать 45 теноров. Но и его "по техническим причинам" пришлось заменить на потрясающего Ли Джонг Вона.

— В списке солистов указан Ричард Мадленян — актер, знакомый больше по телесериалам. Как он оказался в вашем списке?

— На самом деле он по профессии оперный певец — бас. И голос у него редчайшей красоты! Потенциал такой, что даже страшно представить. Я не преувеличиваю, второго такого баса в Армении нет. Природа щедро его одарила, и думаю, он еще заявит о себе, приятно удивив как оперных слушателей, так и тех же сериальных зрителей.

Я лично буду лишь горд, если такой музыкант представит Армению за ее пределами! Тем более что сам Ричард прекрасно осознает всю недолговечность этих сериалов и искренне мечтает посвятить себя оперному искусству. Это уже не первое наше сотрудничество с ним — ранее он исполнял партию Гремина в "Евгении Онегине", а в этой постановке — Тимура.

— Как тебе удается совмещать позицию приглашенного дирижера в Толедо с постановкой "Турандот"?

— Разрываюсь, конечно. В итоге, пришлось отказаться от последнего концерта в Испании. Хористы всего за 20 дней разучили свои партии. И в общей сложности за 6 дней репетиций удалось подготовить "Турандот".

— До отъезда в Испанию ты говорил о проекте Академии при филармоническом оркестре. Есть подвижки?

— Есть! Мы уже довольно серьезно работаем над этим проектом вместе с мэрией города. Если все пойдет по плану, то осенью или максимум в начале следующего года академия начнет функционировать. Это крайне важный вопрос, поскольку мы с катастрофической скоростью теряем кадры. Пока что держатся "старики", но их заменить некому.

— Кто будет преподавать в академии?

— В основном, конечно, это будут наши оркестранты — профессионалы, способные воспитать достойную смену. В сентябре ожидается приезд первого "легионера" — замечательного валторниста из Испании, — он будет играть в оркестре и преподавать в академии.

— Вы будете готовить смену исключительно для вашего оркестра?

— Мы будем готовить Музыкантов — как для филармонического оркестра, так и для оперного, и для других... Для Армении!

— Некоторые культурные деятели считают, что количество носителей культуры должно соответствовать возможностям страны. То есть если в Армении нужно по 8 валторнистов на 2 оркестра, то государство должно оплачивать обучение 16 музыкантов и не более?

— Нет, конечно. Если мыслить, ориентируясь лишь на госзаказ и дальнейшее продвижение музыкантов как на родине, так и за рубежом, то мы далеко не уедем — во всех смыслах. Надо готовить 100 музыкантов в надежде, что хоть 20 из них станут бриллиантами. Если кого-то пугает необходимость трудоустройства 80 оставшихся "за бортом" музыкантов, то не так страшен черт, как его малюют. Эти люди в свою очередь могут быть направлены в качестве преподавателей в музшколы, состояние которых сегодня внушает не просто опасение, а неописуемый ужас. Необходимо обеспечить этих людей нормальной зарплатой, поднять уровень школ в целом. Чтобы оттуда в консерваторию приходили учиться не просто дети, знакомые с инструментом, а профессионалы. Вот тогда у нас не будет недостатка ни в хороших музыкантах, ни в их педагогах.

— Как ты относишься к оттоку наших музыкантов за рубеж?

— На сегодняшний день ощущается дефицит не только хороших духовиков, но и струнников, пианистов и т.д. Выпускников консерватории блокадных 90-х даже отдаленно нельзя сравнить с тем, что, пардон, выдается этим вузом сегодня. Практически все выпускники тех лет сегодня работают в европейских и мировых оркестрах. Я не против оттока музыкантов — я лишь искренне радуюсь, когда наших музыкантов заслуженно принимают за рубежом. Но на сегодняшний день, когда мы сами испытываем нужду в хороших музыкантах, радоваться отъезду профессионалов как минимум глупо, если не сказать преступно. Надо создавать условия, чтоб эти люди могли тут работать, а не слепо гордиться тем, что нас там уважают!

— И напоследок пару слов о планах оркестра.

— До закрытия сезона, 20 июля, состоится еще пара концертов. Далее будем готовиться к осеннему интернациональному музыкальному фестивалю, в рамках которого выступят многие именитые музыканты. Фестиваль продлится до 20 октября, после чего начнется работа над записью "Мессы" Аладжяна совместно с Камерным хором Млкеяна. Потом отметим 75-летие композитора Мелика Мависакаляна, а затем с камерным хором исполним "Реквием" Тиграна Мансуряна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий