Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

суббота, 19 января 2013 г.

Идет война народная – духовная война!


      Есть родина физическая, территориальная, а есть духовная. На Западе уже давно пришли к выводу, что выгоднее завоевывать вторую, и мы сегодня, увы, стали свидетелями этого. Нашей духовной родине объявлена война, в национальную культуру сливаются тюрко-арабские помои, головы наших детей забиваются чуждой им музыкой, а наши же вещатели — я уверен, будучи в определенной договоренности с западным заказчиком, — прикрываются миленькой фразой, мол, народ сам хочет слушать такую музыку, и делают свое черное дело. Это наглая ложь и предательство по отношению к своему народу!” — считает наш сегодняшний собеседник композитор, комитасовед Артур ШАХНАЗАРЯН.
— Что же вы предлагаете?
— Повторюсь, Армения находится в состоянии духовной войны, и надо иметь мужество это признать — как простым гражданам, так и руководству. И начинать войну нужно с предателей-вещателей. В прессе писали, что я, мол, предлагаю запретить трансляцию по ТВ и радио тюркизированной “армянской” музыки. Не только! Я предлагаю судить этих горе-вещателей за измену Родине. Ну а дальше — как говорится, по законам военного времени. Ведь если ты проповедуешь культуру неприятеля, насильно пропагандируешь ее, как наркоман, подсаживая народ на эту иглу, то ты и есть самый что ни на есть изменник! Вообще надо признать, мы излишне прагматичны стали там, где стоит проявить гибкость, и неоправданно терпимы в случаях, когда требуется жесткое волевое решение. Вот и результаты.
— То есть вы считаете, что молодое поколение сбито с толку, потеряно?..
— Сбито с толку, но не потеряно — как можно так говорить о своем будущем? Я вообще считаю, что у нас очень хорошая молодежь, очень одаренная. Причем как в Армении, так и вне ее пределов. Другое дело, что ей не предоставлена возможность нормально, основательно ознакомиться со своей национальной музыкой, с ее историей. А это чрезвычайно важно. Ведь все то, что мы считаем сегодня своей этнической, национальной музыкой, создавалось в закрытых общинах, в глухих горных селениях. С миром имел контакт лишь городской житель. И да простят меня служители церкви, даже о своей “религиозной принадлежности” вряд ли из селян многие догадывались. Вы попытайтесь проехать с одного конца Западной Армении до другого — это же займет несколько дней. И то по асфальтированной дороге, а я уже не говорю о селениях, до которых идти и идти. Так вот основной задачей сегодня является умелое, профессиональное преподношение, пропаганда музыки, скажем так, закрытого социума — огромной аудитории. Опять же на уровне генетической памяти все это сидит в нас, и необходимо лишь достучаться...
В век технического прогресса, в век интернета, предлагающего огромный выбор музыки, очаровать кого-то песней землепашца, кажется, довольно сложно. Ан нет, стоит лишь запеть эту музыку — внимание приковывается к исполнителю, в газах появляется блеск, а то и слезы... Генетическая память. Надо лишь добраться до нее, возродить. Ведь Это наше!.. Да, мы прекрасно исполняем музыку в других жанрах, представляем на мировых сценах, но о своей культуре забывать нельзя — это чревато необратимыми последствиями. Вы посмотрите, нам ни социализм не понравился, ни капитализм, ни сегодняшняя демократия не по душе. А почему? Да потому что армяне всегда жили общиной, семьями. Мы общинный народ, патриархальный, у нас это в генах. Когда мы остаемся вне общины, начинается депрессия со всеми вытекающими из этого нелицеприятными последствиями... А все потому, что нам чужда эта система существования, эта система ценностей — культурных, духовных... Оказавшись на чужбине, армянин очень быстро перенимает новые культурные веяния, ассимиляция происходит порой просто мгновенно. Но, слава Богу, столь же быстро проходит и ремиссия, стоит только вернуть его на Родину, окунуть в родную культуру, музыку и т.д. Вот за это мы ратуем и боремся всеми возможными и порой невозможными способами.
— Кстати, о борьбе, ровно год назад вы анонсировали акцию “Музыкальный антивирус”. Каковы успехи?
— Учитывая нависшую над Арменией проблему национальной безопасности — под угрозой наша национальная идентичность — совместно с инициативной организацией “Сардарапат” было решено провести акцию “Музыкальный антивирус”. Начать предполагалось с аптек, где людям вместе с их покупкой должен был выдаваться лазерный диск с пятью самыми известными песнями Комитаса. Увы, в прошлом году акция не удалась — не смогли договориться со спонсорами, — но в этом году уже в течение месяца акция непременно состоится. Кстати, диск дополнился еще четырьмя колыбельными.
— Диски будут распространяться в каких-то конкретных аптеках?
— Нет, мы хотим, чтобы они предлагались “в нагрузку” повсеместно, во всех аптеках. Эти пять песен и четыре колыбельные мы предлагаем привить всем в виде вакцины. Те, кто будет знать эти пять песен, будут защищены от всех антимузыкальных бедствий, от всякого рода турецких мелизмов, которые сегодня вливаются в души наших детей.
Диск будет выложен в интернет, а песни, я надеюсь, будут звучать по телевидению и радио. Хотя в последнее я, признаться, слабовато верю, учитывая их неприкрытую протурецкую направленность.
— Вы откровенно недолюбливаете СМИ в целом или только ТВ и радио?
— Причем тут СМИ? Я говорю о вещателях, способствующих развалу нашей духовной родины. Я прихожу на ТВ давать интервью, рассказать о хазах, о Комитасе, о нашей музыке, иногда даже пою для аудитории некоторые песни Комитаса — так мне говорят: “Господин Шахназарян, если будете петь, то покороче — время эфира ограничено”. А потом по тому же каналу показывают интервью с “композитором”, открыто признающимся в любви к азербайджанской музыке, да и в целом заполняют эфир мугамизированной истеричной музыкой. Включаю тот же канал ночью — тот же “проповедник” и та же музыка! Как это понимать? Для кого ограничено эфирное время? Допустим, испытывают личную неприязнь ко мне — так зачем тогда приглашать? Ну а коль пригласили, как понимать это временное предпочтение в сторону мугама? Да и спрашивается, за счет чего существует этот, не имеющий больших прибылей, но денно и нощно вещающий протурецкую музыку телеканал?.. Вот я и говорю — судить по законам военного времени!
Что характерно, все это базируется на самых отвратительных аналогах зарубежной музыки — потому что тот же мугам довольно серьезная и сложно исполнимая музыка. Чтоб исполнять ее, необходимо обладать недюжинным техническим базисом и тренингом, которыми у наших исполнителей и не пахнет. Вот и получается — свое забыв, поганят как души молодежи, так и чужую музыку. Кому это выгодно? Поразмыслив, думаю, несложно прийти к объективным выводам.
— В отличие от многих других представителей культуры, вы не просто обличаете, но и действуете. Каким вы лично видите выход из сложившейся ситуации? Вернуть к жизни худсоветы?..
— Худсоветы — худсоветами, но зачем усложнять? Начать надо с того, чтобы просто волевым решением сверху запретить руководителям телеканалов вещать протурецкую музыку и мугам на армянские слова. Скажут, нарушается свобода слова, свобода мыслеизъявления? О какой такой свободе может идти речь, когда налицо измена Родине?
В самом начале я сказал, мы втянуты в культурную войну, у нас пытаются отнять нашу духовную родину. Если захваченную некогда территорию отбить у неприятеля нам удавалось ценой мужества наших солдат и их жизней, то потеряв духовную родину, национальную идентичность, мы уже ничего не сможем сделать. И это прекрасно осознают наши неприятели. Ведь посмотрите, на протяжении стольких лет Армения, находясь под игом то одних захватчиков, то других, будучи сожжена и разорена дотла, всегда, как феникс, возрождалась из пепла. В том заслуга нашей духовности, нашей культуры! Утеряй мы сегодня ее, растворись в тюрко-арабо-рабисной похабщине, канет в Лету Армения, исчезнет. Неужели это еще кому-то не понятно? Ну а если понятно, напрашивается вопрос, кому же выгодно существующее положение? Неужели нам?.. Так что это действительно война — без снарядов и взрывов, а куда более опасная. Но методы ее ведения с нашей стороны должны быть такими же продуманными и жесткими. И для начала, я считаю, необходимо организовать штаб, который будет заниматься стратегией и тактикой ведения этой культурной войны. То есть должны быть избраны ответственные по разным фронтам, продуманы акции, способы, финансирование и т.д. Должна быть продумана и реализована глобальная стратегия защиты духовной родины от неприятеля.
С Ваагном Навасардяном мы стали осваивать также интернет-пространство. Скоро будут запущены разные сайты, один из которых Кomitasfamily. На нем будет объявлена всеобщая мобилизация — те, кто считает себя достойными последователями Комитаса (понятно, под именем Комитаса подразумевается язык культуры Западной и Восточной Армении), смогут примкнуть к нам и встать в ряды защитников своей духовной родины. С нашей верой, с нашей молодежью и во имя ее, во имя будущего Армении — мы обязаны победить!



Комментариев нет:

Отправить комментарий