"Сегодняшнее
кино искусством не пахнет. Это сделка. Какие-то темные финансовые операции —
словом, все, что угодно, только не искусство. И почему-то обязательно все
играют преступников. Хужан — это и есть герой нашего времени, нашего кино.
Смотришь наше кино, возникает ощущение, что в Армении мужчин не осталось:
пачками убивают друг друга. Кто это все снимает? Кто им дал право проповедовать
эту мерзость? Это что же — такая установка: дебилизовать наше население?" —
так началась наша беседа с известным армянским кинооператором Левоном АТОЯНЦЕМ.
— С одной стороны, преступная тенденция
снижения уровня людей до, что называется, "ниже плинтуса", с другой —
повсеместная серость и абсолютно наплевательское отношение к освещению в кино
тем стратегического значения. В будущем году 100 лет геноцида армян в Османской
империи. Кому доверено снимать фильмы на эту тему? Имеют ли они на то право?
Что такого великого сняли эти режиссеры, что им позволительно представлять тему
геноцида мировому сообществу?
Зато с завидным упорством проводятся
конкурсы, вручаются национальные премии. Вот спрашивается, как можно в одну
номинацию объединять фильмы, снятые на пленку, и цифровые, или того хуже — снятые
на телефон. Даже самый средний пленочный фильм на порядок выше любого цифрового
кино. Это разные системы, разные ценности...
—
Кстати, о ценностях. Сегодня упорно муссируется тема возврата "Арменфильма".
Вы работали на киностудии, когда ее в одночасье продали — как же это произошло?
— История великого блефа! Сегодня многие
горланят, мол, а чего вы тогда молчали, когда на ваших глазах продавали
"Арменфильм"? А что говорить, если мы искренне верили в то, что
наконец появился деловой человек, который поможет возродить киностудию. Ведь в
2004 годы аппаратура уже износилась, устарела, да и студии требовался ремонт.
Уже тогда Armenia Studios стала присматриваться к "бесхозной"
киностудии. В том же году директора "Арменфильма" Геворга Геворгяна
назначили министром культуры и одновременно с этим поползли слухи, мол, некая
компания, принадлежащая фонду "Семья Гафесчян", совместно с другими
богатыми армянами из США собираются купить "Арменфильм" и берут на
себя обязательства в течение 10 лет вложить в студию 66 миллионов долларов.
Компания обязалась осуществить оцифровку фильмов, провести капитальный ремонт и
техническое переоснащение киностудии. Мы поверили, обрадовались. А как не
верить, даже в газетах писали об этом, а мы, советские люди, привыкли верить тому,
что пишут в прессе. Потом появились еще какие-то люди, стали представлять
проекты перестройки киностудии, модернизации. Я вам честно признаюсь, все
работники были воодушевлены грядущими переменами, надеялись, что наконец студия
вздохнет по-новому. Но вот проходит год, и мы видим, что киностудию начинают
растаскивать по кусочкам. Стала пропадать бутафория, реквизит, потом редкие
экспонаты, и пошло-поехало. На "Арменфильм" был антиквариат, а также
гараж, в котором хранились уникальные машины — "Чайка" Хрущева,
"ЗИМ" Гагарина и т.д. Куда пропали десятки и десятки машин? Как их
умудрились стащить?
Сегодня называются разные суммы приобретения
киностудии: кто-то говорит 600 тысяч, кто-то — 300. О чем вы говорите! Там
только машины более миллиона стоили, а с гаражом — кстати, утепленным — и того
больше.
Мало того, что киностудию профукали, так и
фильмы вместе с ней продали и право использования имени "Арменфильм".
За эти 10 лет ни копейки не было инвестировано в киностудию — растащили все,
что смогли.
—
Перечень "профуканного", увы, можно продолжить, и за всем этим проглядывают
"карманные интересы" конкретных людей...
— В фильме "Катастрофа" мы с
Манаряном поднимали вопрос "Арменфильма"? А ведь это было еще два
года назад. Мы первые начали об этом говорить, поняв, что богатеи в очередной
раз "обули" простых людей!
Замечательно, что этот вопрос сегодня стоит
на повестке дня. Дай Бог, чтоб удалось спасти, возродить киностудию, поставить
ее на ноги. Ведь "Арменфильм" был грандиозной организацией и фабрикой
кино. Работали люди, влюбленные в кино, профессионалы. Вот они-то могли тогда и
должны сегодня снимать качественное кино, которое можно будет называть
армянским.
—
Ну а каким образом можно сегодня восстановить киностудию? Ведь опять понадобятся
немалые средства...
— Еще в 2000 году я написал и представил свой
проект по привлечению мировой киноиндустрии в Армению. Досконально было
расписано, какие пейзажи, какие виды можно снимать в Армении, а скажу вам —
снимать в Армении можно практически все. Выезжаешь 100 километров из столицы,
там можно найти и пустыню, и море снять на большом Севане... Также я предлагал
отдать один из корпусов "Арменфильма" под гостиницу, чтобы зарубежным
съемочным бригадам было где жить.
Вот и сегодня, уверяю вас, если будет
восстановлен хотя бы один павильон, можно будет начать работу, снимать кино. Мы
выпрашиваем у богатых армян средства на что угодно, а ведь тот же Керк Кркорян —
владелец Metro-Goldwyn-Mayer, United Artists, Columbia Pictures и 20-th Century Fox — запросто мог бы еще до продажи
киностудии скинуть пару миллионов на приобретение камер для
"Арменфильма", и все бы нормально заработало. Надо было просто
немного обновить оборудование, начать кино, зарабатывать и самим инвестировать
вырученные средства в модернизацию киностудии. Просто нужен был нормальный
хозяин, понимающий и любящий кино. Тогда нам показалось, что таковой нашелся,
но, увы... Вот и сегодня, если начать с малого, то киностудию можно будет
вернуть — она начнет нормально работать и приносить доход!
— Почему русские могли пригласить на пост
директора "Мосфильма" Шахназарова и не прогадать, а мы, зная такого
человека как Рубен Дишдишян, медлим с приглашением. Не думаю, чтоб он отказался
— он прекрасный руководитель, профессионал и очень быстро все наладит. Тем более
что на киностудии еще остались специалисты, работники, влюбленные в
кинематограф. К тому же, почему бы не отправить группу молодых людей на
переподготовку на "Мосфильм", чтоб они потом вошли в состав "Арменфильма"?
Почему мы боимся приглашать людей извне, даже наших соотечественников? Почему
не выделяем средства на подготовку кадров? Почему так разбрасываемся тем, что
создавалось многие годы? Боюсь, корень зла не в банальной расхлябанности и
мздоимстве, а в целенаправленном развале армянского кинематографа...
Комментариев нет:
Отправить комментарий