Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

понедельник, 8 сентября 2014 г.

Рубен БАБАЯН: “Надо вернуть культуру в образование!”

      На Международном театральном фестивале World Fest 2014 в Венисе (США) спектакль “Крылатый” Ере- ванского театра кукол удостоился целого букета призов: за лучший спектакль, за лучшее аудио-оформление, за лучшее визуальное оформление (сценографию) и спецприз жюри за самый оригинальный спектакль. “Как ни странно, спектакли, собирающие массу премий за рубежом, в Ереване не пользуются большим спросом. Тем не менее это нас не останавливает: мы ставили и будем ставить наши спектакли, поскольку есть определенная группа людей, нуждающихся в таком искусстве, имеющих на это полное право”, — об этом и не только беседуем с худруком Ереванского театра кукол Рубеном БАБАЯНОМ. 
— Мы работаем в Армении, трудимся в сфере культуры. Но театр не занимается культурой — он занимается искусством. А культура — сфера образовательная. Театр, как и любая другая сфера искусства, не может существовать обособленно, без зрителя, читателя, слушателя, поскольку тот, кто употребляет эту продукцию — наш соавтор. И очень важно следить за тем, на что он “подсядет”, к чему потянется... Эти приоритеты воспитываются с младых ногтей. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в области образовательной культуры налицо недоработки, если не сказать большего. В итоге наибольшим спросом пользуется третьесортная продукция.
Театр — опять же не массовое искусство, но наличие определенного уровня образованности у зрителя необходимо для адекватного восприятия предлагаемого со сцены. Кто этим должен заниматься? Думаю, проблема чисто образовательная. Мы вывели наше образование из сферы культуры — так нет, это культура была выведена из сферы образования! Что очень печально...
Решение проблемы — в культурном образовании потребителя. Когда есть желание потреблять качественную пищу, она сразу появляется. Надо дождаться этапа пресыщения “фаст-фудом” и всяческими суррогатами в искусстве. Как их отличить от “натур продукта”? Очень просто — заниматься образованием потребителя с детских лет, приучая его к здоровой пище (во всем). То есть делать то, что сегодня напрочь отсутствует, в чем я лично вижу трагедию нашего времени.
— Культура, образование и т.д. — все это крепится на стержне культурной идеологии, которой, как считают многие, сегодня нет. Взамен имеет место “имитация бурной деятельности” в виде потока всевозможных фестивалей. Простой вопрос: зачем?
— В начале формирования нашего независимого государства в общие ведомства были объединены несколько министерств — к примеру, Министерство культуры, спорта и по вопросам молодежи. С этим можно было соглашаться, спорить, критиковать, искать логику или отсутствие таковой, но одно было понятно — это попытка определить определенные сферы в одном котле, делая расчет на то, что они очень взаимосвязаны. Теперь же министерства создаются под личности — конкретного человека, которого необходимо обеспечить работой, и партию, стремящуюся занять определенные позиции в правительстве.
Та роль, которую отводит государство Министерству культуры, очень опасна, потому что Министерство культуры не имеет возможности обеспечить развитие культуры в стране — это проблема всего правительства, а не прерогатива одного Минкульта. Разумеется, если сфера оценивается по деятельности министерства, тогда на первый план выходят пиар-акции, что, скажем так, намного зрительнее, чем кропотливый тяжелый труд, имеющий большее отношение к образовательной структуре.
Образование лежит в основе всего — будь то Министерство обороны, градостроительства или даже сельского хозяйства. Необразованные люди в состоянии моментально испортить все и во всех сферах. Я категорически против того, чтобы вопрос культуры решался исключительно в сфере Минкульта. Наверняка Министерство культуры должно иметь стратегическую систему, план развития культуры страны, но ни в коей мере права единоличного практического осуществления задуманного. Вообще стратегам нельзя давать право действовать на практике.
Известно, политики, как правило, люди, не всегда “покалеченные” вкусом. Это естественно — человек с хорошим вкусом в политику не полезет. Политики не должны определять культурную стратегию, устанавливать культурные ценности и тем более давать оценок состояния культуры в стране. Это имеет право делать КУЛЬТУРНОЕ общество через свои общественные структуры, и тут мы снова возвращаемся к вопросу образованности потребителя.
Взять те же творческие союзы, статус которых до сих пор толком не определен в нашей стране. Не местечковые вопросы решать надо, а, понимая, что каждый из них объединяет профессионалов в той или иной сфере и ответственен перед обществом за пропагандируемые ценности, первым выступать против отклонений от таковых. Мы же вместо этого пытаемся перепоручать вопросы культуры государству, что очень опасно! Конечно, очень удобно снимать с себя ответственность за происходящее, дабы потом во всю горланить: “Куда смотрело государство, когда?!.” Друзья, если у меня в театре происходят кошмарные вещи, за это отвечаю я, а не кто-то иной. Что значит “он всего-навсего директор — что с него взять...”? Пора менять эту психологию — у каждого памятника по полицейскому не поставишь.
— Кстати, о памятниках. После банкетных событий у развалин храма Звартноц были приняты карательные меры от Минкульта: уволен крайний в лице директора, — то бишь исполнитель в конечной инстанции. Система отработанная и в других сферах — после залетов увольняются не самые лучшие люди, но уже определившиеся на данной позиции и откровенно приносящие пользу, а не наоборот...
— Может, это романтика, но я хотел бы видеть на посту того же директора музея человека, готового написать скорее заявление об уходе, нежели согласившегося по отмашке сверху открыть ворота для казенного банкета. Мне надоели ефрейтора на гражданской службе! Уж извините за нескромность, неудобно говорить о себе, но вы никогда не увидите на витринах нашего театра рекламных проспектов перед какими-либо выборами. Вам кажется, не было начальствующих/желающих склонить нас к этому? Мой ответ был всегда отрицательный. Более того, если б это каким-то образом имело место, я б в тот же день написал заявление об уходе: не могу позволить себе превратить театр в агитпункт какой-либо партии. На самом деле, как оказалось, эти вопросы решаются довольно просто, надо лишь проявить свою твердую волю и уметь говорить “нет”. Как говорил Высоцкий, быль один, который не стрелял. Этих людей бывает мало, но они должны быть. Тем более что мы не в армии, где всему голова устав: действуй, а потом можешь обжаловать. Нам, гражданским, предоставляется уникальная возможность — действовать по собственному разумению, исходя из принципов и тех ценностей, что исповедуем сами.
— И напоследок вновь о фестивалях. Какова для вас реальная отдача от участия в них?
— Во-первых, после таких фестивалей я, как правило, даю руководителям наших фестивалей рекомендации на предмет того, кого стоит привезти сюда. Во-вторых, самая важная отдача — стыковка культур, постоянная возможность держать руку на пульсе времени. Ведь театр — очень быстро меняющееся искусство: достаточно месяц почивать на лаврах достигнутого, как вдруг оказываешься в хвосте... Постоянно нужно идти в ногу со временем — фестивали дают эту возможность.
Для нас, армян, это очень важно, издревле идущая традиция — обогащение другими культурами. В отличие от нынешних, древние армяне, назовем их так, намного острее понимали всю важность этого. Они были более открыты миру. Взять хотя бы “бродячие” сюжеты или опыт переводческой деятельности — причем как в художественной, так и научной областях, — все это говорит о нашей открытости миру: о том, сколько мы брали и сколько отдавали миру.
Так что фестивали — это некая сверка твоего сегодняшнего состояния, соответствия нынешнему уровню. Нам нечего стесняться, мы можем разговаривать с миром на равных. Разумеется, не каждый раз возвращаешься “на коне”, но всегда необходимо перед собой ставить высокие планки. Оправдания типа “мы маленькая страна, в сложной ситуации и т.д.” звучат по меньшей мере оскорбительно. Возможности человека безграничны, неподвластны времени и воздействиям извне. Надо просто четко определить, куда мы хотим лететь, к каким звездам, и полет состоится!

Рубен Пашинян, "Новое время"

Комментариев нет:

Отправить комментарий