Под занавес прошлого года в США, России и
Франции с большим успехом прошли концерты армянской музыки, организован- ные
Союзом композиторов Армении. Это прецедент — со дня обретения независимости такое
количество армянских авторов не звучало вне пределов родины. Об этом и не
только беседуем с председателем Союза композито- ров Армении, заслуженным
деятелем искусств Армении, профессором Ереванской Госконсерватории, композитором Арамом
САТЯНОМ.
— В Париже прошли Дни армянской
культуры, прозвучала как классическая, так и современная армянская музыка, был
показан фильм о дудуке. Затем в Московском зале им. Прокофьева прозвучали
произведения молодых армянских композиторов — своего рода обобщающий концерт
после выступлений в Калининграде, Перми и Екатеринбурге. В то же время в
Бостоне при содействии хора и оркестра под управлением композитора Константина
Петросяна состоялся концерт, посвященный 145-летию Комитаса. Отметили и
100-летие народного артиста Арм.ССР, композитора Арама Сатунца, прозвучавшего
вместе с Ave Maria из моей оперы “Лилит” в исполнении Нарине Оджахян. И,
наконец, в Нью-Йорке состоялся большой концерт, в рамках которого были
представлены произведения Софьи Микаелян, Ваграма Бабаяна, Мелика Мависакаляна
и многих других. Столько армянских композиторов в одном концерте — такого еще
не бывало!
—
Хотите сказать, что год был успешным?
— Не мне
судить. Главный итог в том, что в прошедшем году за рубежом прозвучали
произведения более пятидесяти армянских композиторов: это большая половина
композиторов, членов союза. А в рамках прошедшего осенью Фестиваля современной
музыки были представлены произведения 28 армянских композиторов, написанные
после 2000 года.
—
Как удается совмещать административную деятельность и творческую?
—
Конечно, предложений немало, но из-за плотного графика приходится чем-то
жертвовать, от чего-то отказываться... Увы, доставшееся “союзное наследство” не
скоро позволит мне перейти на облегченный график.
—
Понятно, одна из главных ваших целей — сделать все, чтоб исполнялась
современная армянская музыка...
У
нас очень хорошая композиторская школа. Другое дело, что музыка пишется, но не
звучит. Конечно, исполнить все нереально, но отобрать лучшие произведения и
дать им жизнь — возможно: такова одна из целей СК Армении. Кстати, минувшие
музыкальные смотры позволили выявить определенные упущения: к примеру, в
области хоровой и симфонической музыки. Над всем этим надо работать, причем как
с самими творцами, так и их потенциальными слушателями: воспитывать аудиторию,
представлять им качественную музыку. Общество нуждается в хорошей армянской
музыке, но пока не получает ее.
—
То есть вы считаете, остановить поток бездарной и далеко не армянской музыки
возможно...
—
Совершенно верно — предоставив слушателю качественную музыку. Во все времена на
армянскую музыку был спрос, и что же случилось теперь, почему он внезапно
исчез? Сегодня по радио, в кафе мы слышим в основном не армянскую музыку. А что
преподносится нам с экранов телевизоров? Имеет место духовная экспансия,
подмена культурно-нравственных и моральных ценностей низкопробными чужими
аналогами, в итоге — захват страны без применения оружия. Сегодня наша
первейшая обязанность противостоять культуре других наций, усиленно
навязываемой нам: как поднимая уровень своей культуры в пределах страны, так и
экспортируя ее в мировое пространство.
—
До сих пор нет закона о творческих союзах, равно как и о курируемых ими сферах
искусства. Не совсем ясно, как можно вести свою культурную политику вне правового
поля...
—
Увы, вы правы. Не то чтобы государство совсем не обращало внимания на культуру
— определенные субсидии поступают и в общем-то во многом помогают решать
вопросы на каких-то уровнях. Но государственного подхода к поддержке творческих
союзов так, как это делается за рубежом — одновременно и зарабатывание денег, и
пропаганда творчества собственных композиторов, — к сожалению, пока нет.
Разумеется, при таком раскладе союзы ассоциируются с чем-то отжившим свой век.
Но мы противостоим как можем, и за нас говорят не слова, но дела.
—
Кроме происходящего в рамках СК Армении, имеет место и внешний музыкальный
процесс: авторские проекты бардовской, духовной музыки и т.д. Каково ваше
отношение к этому? Кто не с нами, тот против нас?
—
Союз композиторов владеет огромным потенциалом и большими возможностями, наши
профессионалы работают во всех жанрах: от классической современной музыки до
фолка, джаза и эстрады. Другое дело, что финансирование происходит не всегда
равнозначно в рамках союза и вне оного. Ведь пишущий человек не может не писать
— несмотря порой на неадекватную оплату. Коммерческие проекты вне союза
оплачиваются очень неплохо. Да ради Бога, но этой кормушкой пользуются люди,
как правило, весьма далекие от музыки. И тут уж возникают вопросы: как можно на
один мюзикл тратить сто тысяч долларов, а на другой в разы меньше, и какие цели
по большому счету преследуют люди, оплачивающие откровенную деградацию в нашей
культуре? Банальное отмывание денег или диверсия против собственной культуры?
—
Возвращаясь к вопросу культурной идеологии, ведь все же это государственная
позиция — в нашем случае имеющая стратегическое для страны значение, не так ли?
—
Культурная идеология — это не декларация о независимости, которую можно принять
и объявить. Это отношение к собственной культуре всех и каждого. Если человек
хочет представить свое видение известного произведения, на то его воля. Но как
понять дилетанта, берущего древнейший шаракан и изменяющего в нем мелодию,
текст и ритм? Иначе как вредительством это не назовешь. Наш союз, помимо
пропаганды и экспорта армянской музыки, защищает ее от агрессии — как снаружи,
так и изнутри.
Далее,
мы победили в тяжелой войне. Так почему же за столько лет не было заказано ни
одной оперы, ни одного балета или сценического симфонического ряда на эту тему?
Или вы видели хоть один спектакль о карабахской войне? А о блокаде?.. Думаю, об
этом стоит серьезно задуматься. Лишь один тот факт, что мы до сих пор поем
патриотические песни XIX века, говорит о многом и далеко не в нашу пользу.
Если бы не было армии, мы, наверное, не смогли бы обрести независимость.
Но если не будет культуры, если исчезнет наше искусство, растворившись в
турецко-арабской или псевдоевропейской мишуре, то тут уже никакая армия не
поможет. Это надо понимать и не допустить!
Рубен Пашинян, "Новое время"
Рубен Пашинян, "Новое время"
Комментариев нет:
Отправить комментарий