Недавно в соцсети Фейсбук появилась доволь-но острая
заметка, автор которой был озабочен поло-жением в Оперном театре, в частности —
притеснением главного дирижера Карена Дургаряна — «куда катится Театр оперы и
балета». Позже в интернете появи-лась еще одна заметка, из которой стало ясно,
что не все так просто и не все виноватые виновны, а притесненные — наоборот.
Сегодняшний гость «НВ» — автор этих записей, промоутер, не раз вывозивший
оркестр театра на гастроли, директор музыкального продюсерского центра «Каданс»
— Ника БАБАЯН.
— Надо бы сказать многое и
заклеймить всех, кто измывался и измывается над Оперным театром за все годы
независимости. Начиная от сделки по так называемой аренде “опера-клуба”, кончая
притеснением главного дирижёра Дургаряна. Но этот долгий анализ оставлю на
другой раз, сейчас максимально кратко выскажусь по кадровой политике в театре и
в отношении театра.
Начнем с Карена Дургаряна. Он,
бесспорно, талантливый профессионал, делающий серьезную международную
дирижерскую карьеру. Его дирижерская гибкость и работоспособность, несмотря на
большие проблемы со здоровьем в последние годы, удивительны. Иметь такого
маэстро — большая удача для любого оперного театра или симфонического оркестра.
Но вот если бы он занимался только
музыкой и шлифовкой своего оркестра, ему бы цены не было! Но он, к моему
большому сожалению, вместо того чтобы заниматься музыкой, создал параллельную
менеджерскую структуру в театре в виде некоего Фонда содействия театру с
использованием логотипа театра. В другой ситуации идея не новая и даже полезная
— создание Фонда содействия. Но в конкретном случае — этим не должен был
заниматься главный дирижер театра, и тем более команда, которая собралась
вокруг Карена в названном фонде. Не буду вдаваться в подробности “успешной
деятельности и достижений фонда” — еще раз скажу кратко: этим фондом не он
должен был заниматься. Плохую службу сослужили Карену его заносчивость,
высокомерное и грубое обращение с музыкантами и работниками театра. В итоге он
сумел настроить против себя очень многих в театре. К чести оркестра, надо
отметить, что, несмотря на неприятие «особенностей характера» Карена, некоторые
музыканты тем не менее нашли в себе силы встать на защиту маэстро (даже в прессе
появились сообщения о том, что оркестранты чуть ли не в полном составе
письменно обратились к руководству страны с просьбой восстановить
справедливость, но никаких письменных заявлений не было, и по идее вряд ли
будет). Да, Карен не лучший музыкальный руководитель театра, но он, без
сомнений, — лучший из всех дирижеров театра и достоин называться его главным
дирижером. Тем более что любой музыкальный коллектив должен безальтернативно
иметь своего главного дирижера. Да, в мире есть оркестры, в основном камерные,
которые не имеют дирижеров, но это не касается театров оперы и балета или
симфонических оркестров. Очень хочу надеяться, что маэстро Дургарян после всех
перипетий будет заниматься только дирижированием и продолжит делать свою
успешную международную карьеру.
— Интересен тот факт, что
последние кадровые назначения делаются не от имени дирекции, а нового старого
художественного руководителя…
— Да, это действительно очень
интересно. Гегам Григорян, к радости директора Андраника Арзуманяна, всю
ответственность за деятельность театра взял в свои руки. Хотелось бы, конечно,
верить, что ему по-настоящему удастся кардинально изменить к лучшему ситуацию с
театром. Но после первого его практического шага в виде устранения позиций
«главных» как-то с трудом верится, что театр ожидает светлое будущее...
Кстати, о худруке. Только в плохом
сне можно представить театр, тем более Театр оперы и балета, без
художественного руководителя. Это “ноу-хау” армянских чиновников от культуры
просто поражает. Через годы решили исправить ошибку и вернуть Оперному театру
худрука. Вроде бы надо радоваться — решили исправить недоразумение. Но фантазии
хватило вернуть на эту должность Гегама Григоряна, который однажды уже был
художественным руководителем театра. Причем именно с его легкой руки произошли
трагические события в виде скандального изгнания Огана Дуряна. Одни говорят —
Гегаму не было альтернативы. Это неправда — альтернатива всегда и всем есть.
Могу с ходу назвать несколько имен. Тем более что альтернативу можно было легко
найти за пределами Армении.
Никто не возражает, Гегам —
высококлассный оперный певец. Согласен, Карена Дургаряна безоговорочно надо
было лишить всех функций музыкального руководителя театра (он себя так называл,
и с какого-то момента даже так начала называться его должность — “главный
дирижер и музыкальный руководитель театра”), ему надо было указать на его
место, то есть — главного дирижера. Но когда Гегам Григорян упраздняет
должность главного дирижера, это дает право усмотреть в этом какой-то заказ или
подковерную интригу.
И наконец, самое принципиальное —
художественного руководителя театра должен был подобрать человек, который
называется директором театра.
— Вот как раз об этом. Не
секрет, что любой институт в сфере культуры имеет шансы на успех только в
случае наличия профессионального менеджмента во главе с директором…
— Совершенно верно! А в случае с
Театром оперы и балета успех заведения зависит от слаженной работы таких
основных звеньев, как менеджмент, худрук, главный дирижёр оркестра,
руководитель балета, главный хормейстер, и вся работа должна быть
скоординирована директором театра. В нашем случае такой человек номинально в
театре есть, но де-факто его нет! Вместо Карена названы имена трёх дирижёров, которые,
при всём моём уважении, конкуренции Дургаряну не составляют! А итальянский
дирижёр, о котором определённые заинтересованные дамы и господа говорят с
восторженным придыханием… Что тут сказать, таких ребят в мире множество. Раз уж
решили привести что-то из-за кордона, пригласите хотя бы кого-либо не хуже
Дургаряна или класса Джорджа Пехливаняна!
Директор, повторюсь, в театре вроде
есть и вроде его нет. Андраник Арзуманян настолько далек от занимаемой
должности, что я не буду об этом что-либо говорить. Он не негодяй или грязный
интриган, о котором надо писать страшные вещи и клеймить позором. Он жертва
какого-то странного чиновничьего расчета или недоразумения. Если хотите знать,
всей этой ситуации в театре не могло бы быть по понятию, будь на этой должности
по-настоящему профессиональный менеджер. Благодаря профессиональному директору
на своих местах в театре были бы и художественный руководитель, и главный
дирижер, и главный режиссер, и руководитель балета, и руководитель хора и...
все остальные, призванные служить театру...
— А как обстоит дело с
финансированием театра? Средства для поддержания и развития системы нужны
немалые…
— Разумеется, нужны. И такая махина
как Оперный театр, с его огромным потенциалом и историей, должен зарабатывать
не сторонними способами типа субаренд помещений и территорий, а непосредственно
своей профессиональной деятельностью. Я уже не говорю о финансовом потенциале —
огромном количестве соотечественников по всему миру, которые с радостью помогли
бы нашему театру, если б они видели, что этот театр реально что-то делает или
хотя бы собирается. Во всем мире деньги дают Оперным театрам или под худрука,
или под менеджмент. И под кого же дадут у нас?.. Под худрука? Может, под
директора? Вряд ли. Тут есть о чем задуматься…
Почему мы боимся приглашать
профессионалов? Есть много мастеров, наших соотечественников, которые с
радостью приняли бы приглашения и очень помогли бы выправить сложившуюся
ситуацию не только в Оперном театре, но и в культуре в целом. Сегодня им
рукоплещут Европа, Америка, а мы о них даже не в курсе. Более того, они сами
пытаются как-то помочь, но мы от них отбрыкиваемся типа не учите нас жить —
помогите материально. Тот же Гергиев мог очень сильно помочь нашему театру. Но
его когда-то обидели, он уехал, то же самое произошло позже с Дуряном,
Чкнаворяном, Карабекяном. Мало что изменилось: сегодня из театра убираются
люди, которые реально могли бы быть полезны ему. У театра были режиссеры – тот
же Виген Степанян и другие. Где они сегодня? Мне говорят: характерами не сошлись.
Но я не хочу обращаться к человеческим качествам — как правило, одаренные люди
в жизни довольно сложны в общении. Но это не означает, что от них надо
отказываться. Приструнить, заставить продуктивно работать — да, но для этого и
руководство должно быть компетентно. А сегодня мы имеем дело с
зиц-председателями, которым дано право устанавливать свои правила игры.
— И каковы ваши прогнозы на
будущее театра?
— Не думаю, что тот менеджмент,
который сегодня работает, та команда, которая есть, может сделать что-то
путное. Очень хочется верить в чудеса. Но чудес не бывает…
Друзья, здесь
нужны совершенно другие люди, другие знания. И проблема не в том, что это
какие-то выдающиеся знания, а в том, что их попросту нет… Поэтому, что касается
прогноза, если все продолжится таким образом, то сведения о кончине Оперного
театра, увы, не будут преувеличены.
Если с некоторыми размышлениями г-на Бабаяна можно согласиться, то пассаж относительно режиссера В.Степаняна просто смехотворен. Оперный режиссер-профессия, не менее ответственная чем другие .А тут ...
ОтветитьУдалитьА что тут? Вы как видно много знаете?..
ОтветитьУдалитьПоделитесь?.. Ну для начала хотя бы тем, что представляет из себя индивид, назначение которого вызвало у вас своего рода протест, не так ли? Вы ведь в курсе о всех его достижениях? Работах?..
Не томите, поделитесь, пожалуйста.