Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

четверг, 14 января 2016 г.

"Сегодня Вера, Надежда и Любовь – не только христианские догматы, но и общенациональные!"

Старейшей армянской церковью в Нью-Йорке, на Манхеттене, является Сурб Лусаворич (Св.Просветителя), основанная еще в 1915 году. С тех пор эта обитель собирает воедино не только армян Нью-Йорка и других армянских общин, но и, конечно, приехавших из Армении. В рамках мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской империи, церковь Святого Лусаворича не осталась в стороне. "Мы 100 лет боролись за признание геноцида армян и продолжим нашу борьбу", — так началась наша беседа с духовным пастырем церкви Месропом ЛАКИСЯНОМ.
— В прошлом мы с болью и сожалением узнали о взрыве церкви Србоц Наатакац (Святых Великомучеников) в Дейр-эз-Зоре (Сирия). Это ужасное событие, и мы знаем, что этот удар был адресован всему армянскому народу, в частности, в преддверии 100-летия геноцида армян. Думаю, была осуществлена попытка заставить нас замолчать, но мы боролись 100 лет, и наша борьба продолжится.
В прошлом году, начиная с 24 апреля и по сей день, у нас проходят мероприятия, посвященные 100-летию этой страшной даты: благотворительные вечера, встречи, показы фильмов о геноциде, об Армении и т.д. Они продолжатся и в этом году.
— Расскажите, пожалуйста, об истории церкви.
— Церковь Святого Просветителя была раньше Методистской Церковью, она сооружена в 1860-х, а в 1915 году уже была освящена как армянская церковь. В прошлом году 17 мая мы отметили 100-летие церкви. Ныне здесь хранятся мощи жертв геноцида армян, привезенные из Дейр-эз-Зора в 2000 году. Эта стало возможно благодаря благоволению и помощи архиепископа Ошакана Чолояна и при непосредственном участии доктора Гранта Маргаряна. Теперь святыни хранятся у нас — в Алтаре памяти. Мы привезли их не просто для демонстрации — это немой укор всем, не признающим это страшное злодеяние.
В церкви также хранятся списки проведенных здесь свадебных обрядов и церемоний крещения, начиная с начала XX века. Увы, сегодня примерно 70% прихожан проживают в районе Куинс Нью-Йорка, поскольку в Манхэттене мало армян.
При церкви действуют ежедневная и субботняя школы, молодежный музыкальный кружок "Уйсер", который периодически получает приглашения на участие в различных мероприятиях из церквей других штатов США.
— Есть расхожее мнение, что сегодня церковь, вера и религия — чуть ли не три разных системы, три разных института. Каково ваше мнение на этот счет?
— Для меня Церковь — Божий дом, будь она в Армении, в диаспоре или в каком-то ином уголке мира. Но помимо Божьей обители церковь – Обитель нашего многострадального народа. Посему под Верой, Надеждой и Любовью мы сегодня подразумеваем не только христианские догматы, но и общенациональные. Ведь именно следуя этим путеводным звездам, наш народ выживал, возрождался из пепла, войн и разорений. Именно эти ценности мы донесли до сегодняшних дней, и они должны оставаться всегда основополагающими, находись мы в Армении или за пределами нашей исторической родины.
Что же касается утерянной системы ценностей — это явление сегодня мирового масштаба, — уверен, вернуть все на круги своя возможно лишь через должное христианское воспитание. Да, сама проблема глобальна, но она начинается с семьи, продолжается в школе и далее. И если в Армении это проблема не только церковнослужителей, но и всего нашего общества, то здесь мы прилагаем максимум усилий для сплочения наших соотечественников под сенью Божьего дома, вокруг наших исконных национальных ценностей. В итоге вся тяжесть этой ноши остается на плечах истинных христиан — будь то священнослужители или же рядовые члены церкви.
— Христианское воспитание — главное условие развития. Что необходимо для христианского воспитания?
— Это главнейшее условие развития — необходимое и достаточное. Я воспринимаю Церковь не только как Божий дом, но и как Школу. Быть христианином не так уж легко — это очень ответственная и тяжелая ноша. Лишь через молитвы и покаяние человек может прозреть и обрести смысл, понять, как он живет, для чего. Задуматься над своей жизнью! Осознать свое истинное призвание. Ведь человек — образ и подобие Божье. Насколько же он в себе его исказил? Насколько старается восстановить в себе утраченное Богоподобие? Надо серьезно задуматься над своей жизнью и просить у Бога помощи. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам!"
— Тем не менее приоритеты у людей порой, мягко говоря, далеки от христианских: бешеный ритм, материальное превыше всего, и мало кому удается остановиться, осознать, просветлеть... В чем вы видите возможность, ну, если не остановить движущуюся в пропасть толпу, то хоть протереть глаза идущим?
— В первую очередь это молитва и проповеди. Утеряв единожды веру, надежду и любовь, человек лишился самого главного на сегодняшний день — доверия! Вернуть доверие народу, значит, и вернуть его в Божий дом. Замкнутый круг? Как быть? Поверить и не сдаваться, идти вперед, не ища наград и похвал! Ежедневно священнослужители молятся и призывают паству — верующих сынов и дочерей — молиться за спасение нашего народа. Мы молимся за то, чтобы Господь простил, помог и просветил наш народ, как в начале прошлого тысячелетия, подарив нам истинную веру. Я думаю, что Господь услышит наши молитвы!
И они услышаны — посмотрите, какая у нас золотая молодежь! Она наше будущее, и не только — она наше настоящее, наша надежда на возрождение! И, слава Богу, она намного умнее и, не побоюсь этого слова, смелее нас. Мы не имеем права затыкать молодым рты, мешать, тем более что большинство предпринимаемых ими начинаний успешны. Мы должны защищать их, помогать, предоставлять им возможность сделать свой вклад во всех сферах – будь то в Армении или диаспоре. Ведь они — наши будущие руководители, и мы должны их воспитать, окрылить, чтобы более не повторять... пройденного пути.

Рубен Пашинян, "Эфир", 2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий