Карен Дургарян давно уже желанный гость во многих
оперных театрах. Сотрудничество с зарубеж-ными коллективами не прекратилось,
если не сказать стало более тесным и после того, как он вынужден был покинуть
пост главного дирижера На-ционального Академического театра оперы и балета
им.Спендиаряна. И не секрет, гастрольные турне Дургаряна активно
обсуждались в артистической среде как во время его руководства оркестром нашего
театра, так и после. Шутка ли — начиная с 2000 года более 200 концертов за
пределами Армении! Он выступал в России, Италии, после чего был приглашен
дирижировать в известные европейские театры — «Колизей», La Fenichi , Туринский,
Лис- сабонский и т.д.
А недавно с большим успехом прошли концерты с Израильским
филармоническим оркестром. Об этом и не только беседуем с заслуженным артистом
Армении Кареном ДУРГАРЯНОМ.
— В рамках восьми концертов в Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме
было представлено две программы: первая, посвященная 125-летию Прокофьева, —
его кантата «Александр Невский», третий фортепианный концерт и увертюра «Любовь
к трем апельсинам», вторая — произведения Прокофьева и Хачатуряна. К сожалению,
израильские музыканты признались, что не очень часто исполняют произведения
Хачатуряна — последний раз десять лет назад. Я же пообещал со своей стороны
приложить максимум усилий для заполнения этого досадного пробела. Сейчас, когда
я стал посвободнее, сделать это будет проще, равно как выступать — ведь раньше
частенько приходилось отказываться от приглашений из-за занятости в Ереване…
— То есть с музыкальным
миром Армении вас официально уже ничего не связывает?
— Ну почему же? Здесь мои коллеги,
мои друзья. И потом я возглавляю Фонд содействия Оперному театру, и делаем мы
немало — организовываем концерты для школьников, студентов, военных, выезжаем в
марзы. То есть стараемся по мере возможностей заполнять те пустоты, которые,
увы, до сих пор существуют. Разумеется, это и классическая музыка, но акцент
будем стараться делать на творчестве армянских композиторов. Совмещать
гастрольную жизнь с этой деятельностью, признаться, довольно сложно, но как
только приезжаю домой, первым делом начинаю заниматься организацией здешних
концертов. За этот год их было уже десять!
— Как на сегодняшний день
оцениваете состояние Оперного театра?
— Мне сложно ответить на этот
вопрос, так как, сами понимаете, я вне «кухни». Но потенциал был, есть и будет,
он никуда не денется, ибо армяне — талантливый народ. Другое дело, что в обилии
драгоценных камней легко не заметить те самые, на которые необходимо делать
основную ставку, «поднимать». Талант — это хорошо, но одного таланта мало. Нам
всем надо научиться правильно «шлифовать» и выгодно представлять свои
«драгоценные камни» — вот над чем надо работать. Увы, проблема эта не нова…
— «В театре произошли
структурные изменения, которые направлены исключительно на повышение качества
творчества», — писали СМИ, и вот уже год прошел, как вы расстались с оперным
оркестром...
— Понимаю, о чем вы. Упразднение
позиций худруков, затем — «главных», и тогда, и сейчас мной было воспринято
негативно. И не только мной. «Это все равно, что лишить футбольную команду
тренера», — писал мой коллега Эдуард Топчян. Но все проходит апробацию
временем, и вот мы видим, что не ошиблись: к примеру, решение упразднения тех
же худруков, так сказать, «обезглавливания» театров было недальновидным, если
не сказать губительным для нашего искусства. Не важно, кого именно «ушли» —
факт остается фактом: восемь лет было выкинуто, потрачено впустую в результате
неверных нововведений. Очень многое, что могло быть сделано за это время — не
сделано. Мы потеряли восемь лет профессиональной работы, восемь лет
человеческих жизней, ресурсов, и кто будет отвечать за эти ошибки?
Просто, на мой взгляд, была сделана
попытка переставить акценты с худруков на чиновников, и она с треском
провалилась. Поскольку не может человек, допустим, из МВД или кто-то, не
имеющий отношения к искусству, руководить театром. Это серьезная профессия,
которой у нас, увы, уделяется очень мало внимания — я имею в виду менеджмент и
арт-продюсинг. У нас это носит какой-то прикладной характер, в то время как,
скажем, в Италии театральному менеджменту более двухсот лет. Люди получают
серьезное образование в этой сфере, проходят стажировки, «обкатки», чтобы потом
работать у себя на родине, приносить пользу. У нас же почему-то бытует мнение,
что бизнес есть бизнес, и неважно, в какой сфере: каждый мало-мальски
разбирающийся в бизнесе может руководить и культурным очагом. Главное хватка —
остальное детали.
…С другой стороны, насущной
остается проблема ротации кадров. Я вспоминаю наш блокадный выпуск
консерватории 90-х и вижу то, что происходит сегодня. 80 человек только нашего
выпуска ныне работают в европейских коллективах. А каков процент приглашенных
оркестрантов сегодня? Да, конфликт «отцов и детей» был всегда — с нашим
«качеством» были не согласны наши «отцы», но сегодняшний конфликт совсем иного
рода. Если у нас был уровень и свое видение, то сегодня о таковых говорить,
увы, не приходится. Нам преподавали Будагян, Атаян, Пашинян, Оганесян и другие
видные деятели культуры, и получить у них хотя бы «тройку» было огромным
достижением. Надо было учиться, работать в поте лица — были горизонты, к
которым надо было стремиться! То есть было качество, были педагоги и было
совершенно другое отношение к искусству. А что мы видим сегодня? Ну не может
студент 4-5 курса Консерватории играть так же, как и ученик музыкальной школы
4-5 классов! В итоге имеем то, что имеем…
— Каковы ваши ожидания от
нового министра культуры?
— Ну, во-первых, нужно время, чтобы
господин Амирян смог не только обозначить свое присутствие и отношение к
культуре, но и, как говорится, развернуться, представить свое видение,
приоритеты, и то, насколько это созвучно национальным интересам, пропаганде
армянского искусства. Он один из достойных сынов Армении, и я его очень уважаю.
Но лишь спустя пару лет мы сможем понять, насколько позитивными были те или
иные изменения в сфере нашей культуры, осуществленные им. Разумеется, ему будет
довольно сложно нести эту ношу на своих плечах, но, уверен, при активной
поддержке знатоков, экспертов в сфере искусства и при слаженной четкой работе
расцвет нашей культуры просто неминуем.
Далее, считаю недопустимым
какого-либо рода монополизацию в той или иной сфере искусства. «Бастионы»
клановых систем раз и навсегда должны рухнуть! Искусство — это воспитание
человека, это его душа. Слушайте, если уж так хочется полноправно похозяйничать
— продавайте сахар, торгуйте предметами народного потребления и т.п., а
монополизировать свою душу я никому не позволю. Ступайте на рынок!
— Гергиев, Дурян,
Чкнаворян, Карабекян… Система становится предсказуемой, не так ли?
— Не хочу сравнивать себя с этими
выдающимися музыкантами, но, признаться, быть в одном «коллективе» с ними —
престижно. Ну а если сегодня невыгодно, чтоб я работал и приносил пользу своей
стране, то ради Бога — буду выступать за рубежом. Как говорится, «сам выбирай
колор — сам и крась. А меня здесь нет!» Но я не собираюсь обижаться или тем более
опускать руки — напротив, делаю надлежащие выводы и продолжаю свое дело. Благо
недостатка в приглашениях извне у меня нет — до февраля будущего года график
«забит», и дальше будет нелегче.
…Понятно, руководить несведущими
людьми намного легче, потому и убираются профессионалы, умные, знающие люди. Но
процесс этот, я уверен, обратим. Равно как однозначно то, что рано или поздно
каждому придется отвечать за свои «художества» — кстати, это были мои слова год
назад одному из фигурантов процесса моего смещения с поста главного дирижера
Оперного театра. Но они просчитались — они не подрезали мне крылья, как кому-то
казалось, а расправили их! Я свободен и в своем выборе, и в действии. И тому
доказательством — деятельность нашего Фонда содействия театру, независимого от
чиновничьего аппарата. Без ложной скромности скажу, мы делали и будем делать
все, что в наших силах, во благо нашего искусства, во благо нашего Оперного
театра — во благо будущего Армении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий