Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

четверг, 22 декабря 2016 г.

МИНИСТЕРСТВО СЧАСТЬЯ: УТОПИЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

         Недавно узнал о том, что в Бутане правительством страны создано Мини-стерство счастья. Ведь, в конечном итоге, для чего все делается? Для благосос- тояния народа, для того чтоб он жил счастливо и в мире. Так там считают. И, более того, находят нелепым опираться на финансовые показатели (ВВП) как на уровень благосостояния страны. Понимаю, что проекция покажется странноватой — а могло бы такое ведомство быть учреждено у нас, в Армении? Нужно ли? И кто бы его возглавил? Кто бы там работал?
Допустим, что такое решение принято, давайте попытаемся ответить на  вопрос — кто бы им руководил? Человек, разумеется, должен быть толковый, позитивный, опытный, любимый народом, счастливый, наконец. В принципе, отдельно взятые эти свойства встречаются у многих людей. Но так, чтобы все сразу… Ну, допустим все же, что такой человек найден. А кто войдет в состав «ведомства благосостояния» и чем оно будет заниматься?
В принципе, в отдельности все министерства занимаются стимуляцией счастья в стране: кто-то дает образование детям, кто-то хлеб народу, кто-то зрелища остальным. Но вот народ какой-то непонятливый — радоваться не хочет. Несколько раз в год тратятся немалые средства на проведение всенародных праздников счастья, музыканты аж надрываются на сцене, все тротуары изрисованы детскими нетленками, а люди ходят почему-то хмурые, насупленные, негативные. «Народ у нас хороший — люди плохие», - шутят остряки. «Голос твой из тепленького места раздается», - по-армянски парируют патриоты. Но факт остается фактом — людям сложно сводить концы с концами, и тут не до радости. Им бы дай покритиковать. Вот, мол, государство столько денег тратит на фестивали, концерты с дорогими билетами, выставки и т.д., а не лучше ли на эти деньги построить новые дома для бездомных, поднять пенсии, зарплаты гуманитариям? Не понимают, недалекие, что все это для их же блага делается, для их счастья. Может, учреждение Министерства счастья могло бы как-то расставить нужные акценты, скоординировать все?
Давайте по порядку. Во-первых, надо раз и навсегда понять, что у нас — в стране поющих, гостеприимных и искренне кушающе-пьющих людей — счастье никоим образом не может зависеть от благосостояния. Сходите на Новый год к бедному сельчанину. Да он последнего барана зарежет, денег у друзей займет, только для того чтоб угостить, пускай и незнакомого ему, но Гостя. А чего далеко ходить-то? Весь год все только и говорят о долгах, о трудностях, но на дни рождения, на тот же Новый год готовы выложить последнее на стол, только чтобы не отличаться ни от кого — ни будом, ни толмой, ни оливье. Так что аргументация «нет благосостояния — не будет счастья» беспочвенна.
Вспомним послевоенные годы — и ВОВ, и Карабахской, и годы блокады. Мой дед, профессор консерватории, с утра преподавал в консе, затем стремглав мчался в училище, оттуда пулей домой, чтоб успеть позаниматься с детьми — как своими, так и учениками на дому, - затем, слегка перекусив, принимался за проверку работ студентов, дописывал «Учебник полифонии» для них же, умудрялся даже писать музыку, перманентно удаляясь в ванную, чтобы достирать детские пеленки, и в конце концов пару часов поспать перед новым днем — полным счастья, оптимизма и веры в светлое будущее. И тут совсем не важно, советский был строй, рабовладельческий или демократический.
Далее. Блокада, 90-е, слова «газ», «вода», «электричество», «связь» и многие надолго отошли в разряд архаизмов. Да, было сложно, холодно и голодно, но мы жили, даже в театры ходили и на концерты. И нигде б вы не услышали мотивации типа «цирка у нас и в жизни хватает — некогда нам». Мы не выживали — мы действительно жили! Вопреки. Вот! Это слово как нельзя точно описывает настоящий и, увы, единственный стимул нашего счастья. Живы вопреки — и счастливы. Воюем и побеждаем вопреки — гордимся. Создаем семьи и воспитываем детей вопреки — считаем гражданский долг выполненным...
Вернемся, однако, к первому вопросу: нужно ли нам Министерство счастья и кто его возглавит? Нужно, но возглавить его должен каждый: в своем доме, на своей работе, в кругу друзей… Опять потянуло утопией?  Ну и как быть? Как иначе наше «вопреки» использовать нам же на пользу — с максимальным кпд и минимальным уроном?..
…Может, и хорошо, что у нас нет Министерства счастья, что хоть ожидание возможного чуда на тот же Новый год не закатано в горизонт нехитрых помыслов министерского планктона, в их вкус и приоритеты. Может, пускай, как и раньше, все ограничивается дежурными отчетными концертами на центральной площади столицы, неизменными пегасами и козлами и прочим полетом нечеловеческой мысли. Так, конечно, не счастливее, но зато спокойнее. И все же. На правах потенциального кандидата на пост министра счастья, - а я, несомненно, приму его, хотя бы для того, чтобы тут же упразднить, - спешу донести свою до невозможности банальную и избитую «предвыборную платформу». Живите и радуйтесь жизни, веруйте в Бога, помогайте всем и не только близким, гуляйте с детьми — словом, делайте все то, что и делали, но с осознанием, что это и есть счастье и оно зависит лишь от вас, от вашего желания быть счастливым.

С наступающим вас Новым годом, Друзья!
Искренне ваш, наивный мечтатель, сам себе министр,




Комментариев нет:

Отправить комментарий