- Лилит, как бы вы сами охарактеризовали жанр, в котором работаете?
- Это эклектичный жанр – он составлен из нескольких составляющих. Так же, впрочем, как и мой репертуар. Есть три направления, которые мне интересны. Первое направление (самое любимое) – это то, в котором я полностью самовыражаюсь через текст, мелодию и, соответственно, аранжировку и исполнение. Второе – обработка фольклора, где выбор произведений осуществляется мной весьма трепетно, так как таковые должны быть очень интересны гармонически и базироваться на хорошей поэтической основе. Наконец третье – поиск, обработка и возрождение забытых или утерянных произведений армянских композиторов начала XX века.
- Где можно услышать ваши произведения?
- Мой последний авторский концерт состоялся два с половиной года назад в Большом зале филармонии. Затем я уехала в США, где выступала в ряде городов. После возвращения количество моих выступлений можно на пальцах сосчитать. Не раз выступала в различного рода концертных программах и пару раз в “The Club”-е, где мне, признаться, не очень понравилось, так от меня ждали совсем не той музыки, которую я им предложила.
Я не сноб и не вижу ничего зазорного в клубных выступлениях. Однако пытаться объяснять людям, что та музыка, за которую они заплатили, мягко говоря, уступает той, которую они имеют возможность сейчас послушать – не входит в мои планы. Я не претендую на позицию воспитателя. Я имею лишь право своим творчеством показывать возможное альтернативное направление, и не более того. Людей надо направлять в музыке – как маленьких детей. Некачественная музыка более доступна, потому она и имеет столь широкое распространение.
- «Быть знаменитым не красиво…», - согласны ли вы с этой пастернаковской «доктриной» и потому ли вас практически не видно на телевидении?
- Армянское телевидение – практически на-
вязывает своей аудитории одножанровую и, повторюсь, далеко не всегда качественную музыку. Посему единственная возможность быть услышанным – это самопиар. Но, чтобы появляться на экране, нужна качественная запись концерта или хороший клип, что стоит больших денег. А чтобы арендовать зал, я должна зарегистрироваться как частный предприниматель и каждый квартал платить налоги, которые, увы, не окупаются. Вот и получается, что, люди ждут моей музыки, но у нас нет возможности донести ее до них.
- Зато до них посредством ТВ, радио и интернета в огромном количестве доходит рабис. Вы считаете возможным свое присутствие в одном с ними культурном пространстве?
- Возможно, я удивлю своим ответом. Однако недавно я послушала небезызвестного в определенных кругах Спитакци Айко. Мне стало страшно и обидно… Точнее, страшно обидно. Ведь на самом деле, это довольно неплохие музыканты – одаренные, профессиональные, но к глубочайшему сожалению, растратившие свой талант на это чужеродное направление, которое абсолютно нельзя назвать армянским! Мы как общество, я как музыкант, в их лице потеряли таланты, которые могли и должны были служить армянской музыке.
Мы сейчас, возможно заслуженно, разносим в пух и прах того же Арменчика. Но ведь, если не полениться и послушать его, сразу же станет ясно, что этот человек серьезно работает! Другое дело, что поет он то, что армянской музыкой назвать весьма сложно. Но человек работает и с огромной самоотдачей. Я лично считаю, что он весьма одаренный человек. И снова и снова – обидно, что этот голос и эти связки работают на благо «рабиса», на благо мугама и прочей ереси. А кто виноват в том, что этот человек попал на такой путь? Он один?.. А может общество, не уделившее ему в свое время должного внимания, но сейчас не гнушающееся поливать его при каждой возможности грязью?!
- Стало быть «адресат возврату не подлежит»?
- Куда?.. Надо смириться с тем, что мы их потеряли - они служат другой культуре. И, сами того не понимая, мы уже давно в культурном отноше-
нии представляем собой некий арабо-турецкий вилайет! А коль скоро есть рынок - и на родине и за её рубежом - «рабисы» будут иметь возможность зарабатывать свой хлеб насущный. И ругать нам надо не их, а нас - то общество, которое мы создали… себе на голову.
Хотя... история не имеет сослагательного наклонения. Видимо, такая уж у нас судьба – погрязть по пояс в туретчине и, может быть, потом когда-нибудь возродиться.
- И какие же изменения ознаменуют начало возрождения в культурной среде?
- Вопрос трудный… Как ни крути, «главнейшим» из искусств по сей день является телевидение. Поэтому начи-
нать, думаю, надо с него родимого. Надо сделать так, чтобы телевидение не было бы монополизированной струк-
турой. Оно не должно принадлежать людям, имеющим экономические и политические интересы вне самого телевидения. А тем более – быть семейным кланом! Недопустимо, чтобы приоритеты огромной вещательной системы ограничивались традициями и вкусом одной отдельно взятой семьи. На телевидении должны работать профессионалы. Они же должны производить отбор материала и решать, что пускать в эфир, а что нет. Ведь телевидение должно служить интересам общества и, самое главное, быть свободным!
Словом, необходимо раз и навсегда заменить эту испорченную, прогнившую основу этого псевдокультурного вещания в Армении.
Спасибо за интересное интервью о что называется наболевшем. Какое счастье знать, что у нас есть люди, которые остаются верными настоящим ценностям - вопреки всему!Это - нелегкий путь, сопряженный с сомнениями, разочарованиями, творческим одиночеством, но это - единственный способ жить по совести. Огромное Вам спасибо, Лилит, что Вы есть!
ОтветитьУдалитьЧто касается воспитания, то да, действительно, нужно воспитывать и детей, и взрослых, и самих себя - постоянно и терпеливо. Грязь как пыль садится на зеркало нашей души, и ее нужно систематически протирать, это особенно актуально в Армении, где экология - в плачевном состоянии. Экология - во всех смыслах, ведь то, что происходит в физическом мире - это отражение и результат духовных процессов.
Лилит Пипоян - один из немногих людей, честно выполняющих свою нелегкую миссию. А посееное добро обязательно дает свои ростки!
Анонимный! Жалко,что вы анонимны, но все же очень приятно, что вы так отреагировали...Воодушевляет,спасибо!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за такое интересное интервью.
ОтветитьУдалитьМне всего 18 лет и у меня, можно сказать, формирование музыкальных вкусов ещё в процессе.
И вы стали для меня открытием. После прочтения интервью, я сразу же отыскала в просторах интернета ваш альбом «Мер сиро ашун» (1999) , написанный совместно с Рубеном Ахвердяном, и знаете, он полностью соответствовал моему ожиданию, даже больше, превзошло его. И мне стало безумно стыдно, что о вас я узнала только сегодня, и, причем случайно наткнулась на этот сайт. Помимо стыда было чувство обиды, потому что люди по настоящему служащие искусству, творчество которых, поистине глубоко, остаются в тени «дешевых» и однодневных поп-исполнителей. Не могу не согласиться с вами, что общество виновато в изобилии таких артистов, ведь «короля делает свита»….
И всё же, не смотря ни на что, желаю вам творческих успехов, вдохновения, чтоб вы радовали нас всё новыми и новыми работами.
С любовью ваша поклонница