Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

суббота, 15 декабря 2012 г.

Карен АНАНЯН: "Разброс сегодня велик, но важно, как представить музыку"



Имя этого пианиста и композитора сегодня известно, возможно, не так широко, как того заслуживает. И уж совсем немногие знают, что своим успехом многие симфонические произведения других авторов, равно как камерные, хоровые, джазовые и даже песни отдельных исполнителей и т.д., во многом обязаны его замечательным инструментовкам и аранжировкам. Он представитель сравнительно молодого поколения армянского композиторского искусства, один из немногих, достойно идущих на смену своим учителям. 
       А недавно в рамках фестиваля армянского композиторского искусства "Чухаджянфест" состоялся вечер симфонической музыки, на котором молодежный оркестр Армении в числе остальных представил и его концерт для фортепиано, ударных и струнного оркестра.
Итак, сегодняшний гость "Горца от ума" — пианист и композитор Карен АНАНЯН.

— Карен, не думаю, что тебе часто приходилось писать автобиографию, и тем не менее давай по порядку — "родился, учился..."

— Ну, тут я вряд ли кого-то удивлю — все как у людей: родился, учился, работаю. Если более конкретно, окончил школу Чайковского, затем два факультета ереванской Госконсерватории — фортепианный и композиторский. Выступал как пианист — и соло, и с оркестрами... Потом стал писать музыку. Сначала были миниатюрки, потом покрупнее и т.д. За эти годы умудрился перепробовать много жанров, форм...

— Сложно было, наверное, в такой семье не пойти по линии искусства: мама — пианистка, папа — теоретик-педагог...

— И не только, папин папа — композитор, а мамин отец — саксофонист, стоявший еще у истоков Айвазяновского оркестра.
Однако надо отдать должное моим родителям: они никогда не пытались перекроить меня по своему образу и подобию, не ломали моей индивидуальности. Наоборот, я всегда чувствовал надежный тыл и уверенно шел вперед. Вообще, мне кажется, человек творческий — это как талант и работоспособность, так и родные, близкие люди, которые это ценят и помогают. Сначала родители, потом — жена, семья. Я счастлив, что рядом со мной сегодня женщина, создавшая все необходимые условия для спокойного и продуктивного творчества.

— Учитывая твой сегодняшний "разброс", можно сказать, что ты полижанровый, "синтетичный" музыкант?..

— Не думаю, что это самое удачное определение для композитора, претендующего на свой почерк. Школа, безусловно, важна — как профессиональная, так и "обкатка". Как бы ни хотелось вырулить на свою стезю, порой приходится заниматься и тем, что, возможно, не очень-то твое. Главное — не разбрасываться в профессиональном смысле и уметь представить все на должном уровне, профессионально — без дуракаваляния.
Я берусь то за симфоническое произведение, то за джазовое, то за камерную музыку, то аранжирую песни исполнителей... Ты прав, разброс велик, но важно, как ты представляешь музыку и что для себя выносишь из этого.

— Аранжировщик не мешает композитору — отнимая у него ценное время?

— Мне кажется, занятие аранжировкой — это не совсем та деятельность, о которой нужно кричать, писать на каждом углу. Я просто делаю свою работу, и не более того. А что делать? Суровые законы рынка — надо зарабатывать деньги. Несомненно, это отвлекает от создания собственных произведений. Сказать, что я стремился к этой работе всю жизнь, — так нет, хотя она и очень много мне дала, многому научила. Я не хотел бы позиционироваться исключительно как аранжировщик.

— А аранжировщик помогает композитору стать более собранным, организованным?

— Безусловно. Есть, конечно, люди, которым (как они считают) противопоказано "конвейерное" творчество. В моем же случае, когда от тебя ежедневно ждут новой продукции — аранжировок, новых произведений и т.д., расслабляться и размусоливать не особенно-то и получается. Отправляю детей с утра в школу и сажусь работать. Есть всего два часа? Значит надо за это время успеть сделать аранжировку или написать что-то новое. Со стороны, возможно, для кого-то прозвучит дико — творить в строго установленное время и в соответствии с заказом. Но жизнь показывает, что человечеством пока еще не придумано лучшего стимула для творчества. На мой взгляд, гаранты хорошей работы — заранее обговоренные срок, качество, оплата. А дальше уж дело сугубо индивидуальное — кто-то останется на уровне ремесленника, а кому-то талант позволит подняться выше и даже в рутине проявлять свой, ни с чем несравнимый почерк и профессионализм.

— Сколько сегодня есть аранжировщиков, работающих, как и ты, практически во всех жанрах?

— Увы, не так уж и много. В основном это представители старшего поколения — Мависакалян, Алтунян, Шакарян и т.д. А из молодых... затрудняюсь ответить. Не сочтите за нескромность, но порой мне кажется, что среди сверстников я "монополист"...

— Любая работа заслуживает уважения, но есть предложение, от которого ты смог бы отказаться?..

— Единственное, от чего я отказывался и буду отказываться — это так называемый "свадебный репертуар". Я ни в коей мере не хочу задеть чувств людей, занимающихся этим видом бизнеса. Но наступить и своей песне на горло я тоже не могу. Более того, считаю, сегодня именно с подобных площадок вещается наиболее низкопробная музыка. И, увы, никакой цензуры, никаких запретов... А этот уровень, к сожалению, формирует вкус и даже отношение к музыке в целом у широких масс. Мне кажется, это недопустимо.

— Тем не менее ты востребован практически во всех ереванских клубах и даже до недавних пор играл в клубе "Пионер"...

— Свадьба и клуб не одно и то же. Основная цель работы любого творца — доставить радость людям. Но не потакая зрителю, его вкусам и порой не высоким запросам (иногда на уровне инстинктов), а открывая для него новые миры, новые формы, ощущения, горизонты...
И потом мы затронули тему симбиоза аранжировщика и композитора. Но совсем забыли о пианисте, которому тоже бывает необходимо время от времени размять пальцы. А работа в клубах — прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Самое главное — чтобы работа самому тебе доставляла удовольствие, ведь когда играешь без настроения и как бы из-под палки, это сразу чувствует зритель и вряд ли захочет послушать тебя вновь. А это нечестно по отношению к нему. И некрасиво.

— Ну и напоследок — о творческих планах...

— Недавно я возвратился из Германии, где получил Гран-при конкурса Radamisto-project. Надо было написать произведение для четырех тромбонов. После победы на конкурсе мне предложили написать и концерт для четырех тромбонов и оркестра. Это серьезный заказ.
Также есть договоренность с одним из наших исполнителей (имени пока не назову) оркестровать произведения, которые прозвучат на его ближайшем концерте.
...В преддверии же Нового года хотелось бы пожелать всем отвлечься наконец от тормозящих мыслей о конце света и заняться работой, творчеством, семьей и... С наступающим, друзья!
























Комментариев нет:

Отправить комментарий