В
рамках юбилейного "Золотого абрикоса" Армению посетило немало видных
кинодеятелей. Большинство за эти десять лет стали близкими друзьями фестиваля.
Среди них кинорежиссер с мировым именем, можно сказать, завсегдатай
"абрикоса", а сегодня и гость "Горца от ума" — Кшиштоф ЗАНУССИ.
— Пан Кшиштоф, как, на ваш взгляд, изменился фестиваль за эти годы?
— Фестиваль начинался в нелегкое время — не
было денег, все практически держалось на личной инициативе организаторов. Но
армянское гостеприимство, тепло и мягкость армянского народа сотворили чудо — сюда
потянулись люди со всех уголков мира, и побывавшие тут однажды затем не просто
стремились сюда вновь, но и всюду восторженно рассказывали о "Золотом
абрикосе", о замечательной Армении… Я тому живое доказательство.
...Фестиваль растет. И связанный с ним хаос
растет параллельно. Я даже удивляюсь, как устроителям фестиваля удается всем
этим руководить? Хаос — явление обычное на многих фестивалях. Но тут как-то
особенно... Помню, в первые годы фестивальные показы посещало мало зрителей. А
потом залы стали заполняться. Так вот: если зал полон, значит фестиваль
хороший!
—
10 лет — срок немалый. Какие достижения вы бы хотели отметить?
— То, каких гостей приглашают, какие из них
приезжают и какие картины в итоге демонстрируются. Достижение именно в этом —
ведь для того чтобы получить возможность показывать тут хорошие картины, надо
немало потрудиться. Значит, умеете — браво!
—
Как указывают организаторы, одна из основных целей фестиваля —возвращение
публике культуры просмотра фильмов в кинотеатрах. А это довольно сложно,
поскольку приходится воевать с интернетом...
— А зачем воевать? Надо учитывать особенности
времени и делать все в рамках предлагаемых правил игры. Человек не может жить
без рассказа, и рассказ продолжает свое существование, поскольку необходим. Но
хотим мы того или нет, всемирная паутина не собирается сдавать своих позиций, более
того — разрастается. Значит, будем показывать кино в интернете — к сожалению, и
на это приходится соглашаться. Но надеюсь, все-таки люди не покинут залы. Ведь
это своего рода таинство — особый магнетизм.
…Мы плывем по этой реке и не замечаем
происходящих вокруг изменений. Огромный объем варварства во всем мире.
Демократия добилась того, что люди, ничего собой не представлявшие, не имевшие
возможности самовыражения, сегодня делают это довольно активно, и уровень предлагаемой
ими продукции, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. И от этого страдает
культура — мировая культура!
Мы вошли в общество потребления, которого
раньше не было, и… немного потерялись. Но думаю, это переходный период. Будет формироваться
новая элита, новая доступность произведений искусства. Есть формы искусства,
которые сегодня находятся в определенном тупике. Думаю, живопись, скульптура
вошли в такой период, что я уже не вижу смысла в том, что там происходит. С
музыкой тоже не все понятно. С высокой музыкой — в поп-музыке все очевидно. Но
театр, кино, архитектура — процветают. Перемены есть. Просто мы пока находимся
в непонятном моменте...
—
Сегодня действительно много непонятного — к примеру, толерантность. Тем более в
искусстве...
— Толерантность — это псевдоидеология, чтобы
люди жили мирно. У меня 9 собак-лабрадоров. Генетически в них заложено ловить
птиц. И они приносят мне куриц. С помощью палки я довел бы их до толерантности,
чтобы они перестали приносить куриц, но я не могу добиться, чтобы они полюбили
куриц. Выше толерантности — только любовь. С любовью относимся к человеку,
пускай даже неприятному нам, — добиваемся определенных высот толерантности.
Другое дело, что о любви к ближнему сегодня мало кто говорит — слишком дорогое
удовольствие. Проще и рентабельнее разводить говорильню о толерантности,
объяснять, почему нельзя бить морду еврею или "черному"...
..."Ударили по правой щеке — подставь
левую". 2000 лет человечество пытается истолковать сказанное. Каждый раз
по-своему, но не без выгоды. Мы сегодня дошли до того уровня, что в больших
обществах считаемся с правами меньшинств, с правами маленьких людей и очень
этим гордимся. А ведь пещерный человек никогда не задумывался о подобных вещах.
А кто мы? Ведь мы все вышли из пещеры — даже новорожденные, готовые сразу после
рождения шарахнуть ближнего по башке. Я никогда не поверю в миф о добром человеке.
Добро — это осознанный выбор, а не природный талант.
—
Да, но ведь есть и великая тайна. Эйнштейн считал, что тот, кто не верит в
существование таковой, должен перестать заниматься наукой. Наверное, эти слова
можно отнести и к искусству, не так ли?..
— Безусловно. Как вы знаете, я начал с того,
что изучал физику в Варшавском университете. Когда мне было 15 лет, я влюбился
в науку и посвятил ей четыре года своей жизни. Попав в среду физиков, я с удивлением
отметил, что религиозная чувствительность там была абсолютно нормальным
явлением. Не знаю, как в других странах, но большинство физиков в Польше —
глубоко верующие люди. Не всегда они христиане, католики, но это люди, которые
имеют чувство тайны, чувство неизвестного. Я с этим столкнулся, и это сильно на
меня повлияло. Контакт с тайной — это то, что ведет человека вверх. Если он
чувствует ее, конечно. Крыса, подозреваю, тайну не чувствует. Это для нее нечто
инородное...
—
Кстати, об инородных явлениях. "Инородное тело" — так называется ваша
новая картина. О чем она и когда ожидается премьера?
— Это совместный итальяно-польско-российский проект.
Фильм о том, как не совпадает менталитет и этика великих корпораций, бизнеса,
успеха с элементарными заповедями, на которых зиждется наша культура. Это
рассказ об этом контрасте и о том, как увлечены успехом женщины. Нашлись люди, посчитавшие
эту картину антифеминистической. Я считаю, феминизм как холестерин — может быть
и вредным, и полезным. Я не против феминизма — я за здравый смысл. И против
превращения женщины в мужчину — это противоестественно.
Картину "Инородное тело" надеюсь закончить в следующем году. Крайне важно правильно и вовремя представить картину. Конечно, фильм будет показан на разных фестивалях, конкурсах... Но, если все пойдет своим чередом, премьера фильма состоится в Ереване!
Картину "Инородное тело" надеюсь закончить в следующем году. Крайне важно правильно и вовремя представить картину. Конечно, фильм будет показан на разных фестивалях, конкурсах... Но, если все пойдет своим чередом, премьера фильма состоится в Ереване!
Комментариев нет:
Отправить комментарий