Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

среда, 10 июля 2013 г.

Кшиштоф ЗАНУССИ: "Если зал полон, значит фестиваль хороший!"

     В рамках юбилейного "Золотого абрикоса" Армению посетило немало видных кинодеятелей. Большинство за эти десять лет стали близкими друзьями фестиваля. Среди них кинорежиссер с мировым именем, можно сказать, завсегдатай "абрикоса", а сегодня и гость "Горца от ума" — Кшиштоф ЗАНУССИ.

             — Пан Кшиштоф, как, на ваш взгляд, изменился фестиваль за эти годы?
— Фестиваль начинался в нелегкое время — не было денег, все практически держалось на личной инициативе организаторов. Но армянское гостеприимство, тепло и мягкость армянского народа сотворили чудо — сюда потянулись люди со всех уголков мира, и побывавшие тут однажды затем не просто стремились сюда вновь, но и всюду восторженно рассказывали о "Золотом абрикосе", о замечательной Армении… Я тому живое доказательство.
...Фестиваль растет. И связанный с ним хаос растет параллельно. Я даже удивляюсь, как устроителям фестиваля удается всем этим руководить? Хаос — явление обычное на многих фестивалях. Но тут как-то особенно... Помню, в первые годы фестивальные показы посещало мало зрителей. А потом залы стали заполняться. Так вот: если зал полон, значит фестиваль хороший!
— 10 лет — срок немалый. Какие достижения вы бы хотели отметить?
— То, каких гостей приглашают, какие из них приезжают и какие картины в итоге демонстрируются. Достижение именно в этом — ведь для того чтобы получить возможность показывать тут хорошие картины, надо немало потрудиться. Значит, умеете — браво!
— Как указывают организаторы, одна из основных целей фестиваля —возвращение публике культуры просмотра фильмов в кинотеатрах. А это довольно сложно, поскольку приходится воевать с интернетом...
— А зачем воевать? Надо учитывать особенности времени и делать все в рамках предлагаемых правил игры. Человек не может жить без рассказа, и рассказ продолжает свое существование, поскольку необходим. Но хотим мы того или нет, всемирная паутина не собирается сдавать своих позиций, более того — разрастается. Значит, будем показывать кино в интернете — к сожалению, и на это приходится соглашаться. Но надеюсь, все-таки люди не покинут залы. Ведь это своего рода таинство — особый магнетизм.
…Мы плывем по этой реке и не замечаем происходящих вокруг изменений. Огромный объем варварства во всем мире. Демократия добилась того, что люди, ничего собой не представлявшие, не имевшие возможности самовыражения, сегодня делают это довольно активно, и уровень предлагаемой ими продукции, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. И от этого страдает культура — мировая культура!
Мы вошли в общество потребления, которого раньше не было, и… немного потерялись. Но думаю, это переходный период. Будет формироваться новая элита, новая доступность произведений искусства. Есть формы искусства, которые сегодня находятся в определенном тупике. Думаю, живопись, скульптура вошли в такой период, что я уже не вижу смысла в том, что там происходит. С музыкой тоже не все понятно. С высокой музыкой — в поп-музыке все очевидно. Но театр, кино, архитектура — процветают. Перемены есть. Просто мы пока находимся в непонятном моменте...
— Сегодня действительно много непонятного — к примеру, толерантность. Тем более в искусстве...
— Толерантность — это псевдоидеология, чтобы люди жили мирно. У меня 9 собак-лабрадоров. Генетически в них заложено ловить птиц. И они приносят мне куриц. С помощью палки я довел бы их до толерантности, чтобы они перестали приносить куриц, но я не могу добиться, чтобы они полюбили куриц. Выше толерантности — только любовь. С любовью относимся к человеку, пускай даже неприятному нам, — добиваемся определенных высот толерантности. Другое дело, что о любви к ближнему сегодня мало кто говорит — слишком дорогое удовольствие. Проще и рентабельнее разводить говорильню о толерантности, объяснять, почему нельзя бить морду еврею или "черному"...
..."Ударили по правой щеке — подставь левую". 2000 лет человечество пытается истолковать сказанное. Каждый раз по-своему, но не без выгоды. Мы сегодня дошли до того уровня, что в больших обществах считаемся с правами меньшинств, с правами маленьких людей и очень этим гордимся. А ведь пещерный человек никогда не задумывался о подобных вещах. А кто мы? Ведь мы все вышли из пещеры — даже новорожденные, готовые сразу после рождения шарахнуть ближнего по башке. Я никогда не поверю в миф о добром человеке. Добро — это осознанный выбор, а не природный талант.
— Да, но ведь есть и великая тайна. Эйнштейн считал, что тот, кто не верит в существование таковой, должен перестать заниматься наукой. Наверное, эти слова можно отнести и к искусству, не так ли?..
— Безусловно. Как вы знаете, я начал с того, что изучал физику в Варшавском университете. Когда мне было 15 лет, я влюбился в науку и посвятил ей четыре года своей жизни. Попав в среду физиков, я с удивлением отметил, что религиозная чувствительность там была абсолютно нормальным явлением. Не знаю, как в других странах, но большинство физиков в Польше — глубоко верующие люди. Не всегда они христиане, католики, но это люди, которые имеют чувство тайны, чувство неизвестного. Я с этим столкнулся, и это сильно на меня повлияло. Контакт с тайной — это то, что ведет человека вверх. Если он чувствует ее, конечно. Крыса, подозреваю, тайну не чувствует. Это для нее нечто инородное...
— Кстати, об инородных явлениях. "Инородное тело" — так называется ваша новая картина. О чем она и когда ожидается премьера?
— Это совместный итальяно-польско-российский проект. Фильм о том, как не совпадает менталитет и этика великих корпораций, бизнеса, успеха с элементарными заповедями, на которых зиждется наша культура. Это рассказ об этом контрасте и о том, как увлечены успехом женщины. Нашлись люди, посчитавшие эту картину антифеминистической. Я считаю, феминизм как холестерин — может быть и вредным, и полезным. Я не против феминизма — я за здравый смысл. И против превращения женщины в мужчину — это противоестественно.
        Картину "Инородное тело" надеюсь закончить в следующем году. Крайне важно правильно и вовремя представить картину. Конечно, фильм будет показан на разных фестивалях, конкурсах... Но, если все пойдет своим чередом, премьера фильма состоится в Ереване!

Комментариев нет:

Отправить комментарий