Сколько невероятных приключений может
произойти с самой обыкновенной каплей воды, падающей с неба на землю. Сколько
нового и важного она может узнать, попадая из ручья в реку, из реки в море, а
из моря в безбрежный океан. На эти и другие вопросы попытались ответить в
Ереванском театре кукол в спектакле «Дзынь», премьера которого состоялась в
этом году в рамках фестиваля «Арммоно». А 3 августа театр представит новый
спектакль в Варне на Международном фестивале монодрамы.
Об этом и не только беседуем с худруком
театра, заслуженным деятелем искусств Армении Рубеном БАБАЯНОМ.
—
Это даже не совсем спектакль, а попытка воспроизвести на сцене стихотворение «Дзынь»
Натали Фильон в замечательном переводе Веры Румянцевой. Спектакль играется на
русском языке, поставил его я, оформление Алины Алексанян, играет Нарине
Григорян, в спектакле использована музыка Клода Дебюсси, а также фольклорная
музыка разных народов, в том числе, естественно, армянская. Спектакль был так
тепло принят на «Арммоно», что присутствующие там гости из Варны тут же
пригласили нас принять участие в их фестивале.
— На этом гастроли в этом году
заканчиваются?
—
Нет, конечно. В сентябре в Кардиффе (Уэльс) на фестивале World Stage Design
собираемся представить другой спектакль с участием Нарине Григорян по пьесе
Ануш Аслибекян-Арцруни «Полет над городом». Недавно этот спектакль побывал в
Могилеве на Фестивале современных спектаклей, где удостоился приза за своеобразность
сценического решения и высокое исполнительское мастерство. Спектакль вообще
хорошо идет, его часто приглашают: до этого мы играли в Коста-Рике, потом в
Москве на «Золотой маске»... И «Дзынь», и «Полет над городом» в первой очереди
обязаны своим успехом Нарине Григорян, ее высокому исполнительскому мастерству.
Это очень самобытная, очень одаренная, очень современная актриса — актриса XXI
века!
—
Так произошло, что в конце XX — начале XXI веков актерское ремесло начало
возвращаться к своему исконному предначертанию — каким оно было три тысячи лет
назад, каким оно было практически на протяжении шестнадцати веков, пока во
времена Сервантеса не появились меценаты и не стали делить актеров на
акробатов, клоунов, кукольников, танцоров и т.д. Современный актер — это такая
супермарионетка, которая должна уметь делать все: быть потрясающим актером,
певцом, кукольником, мимом и прочее. Это возвращение профессии к своим истокам,
но уже на ином качественном уровне. Нарине как раз такая актриса, она
потрясающе решает свои роли не только как драматическая актриса, но и посредством
замечательной пластики...
— В прошлогоднем интервью мы беседовали о
налогообложении театров: о том, что сегодня выгоднее сдавать помещение в
аренду, нежели самому что-то ставить. Что-нибудь изменилось за это время или
опять все то же «болото»?..
—
Увы, изменений пока никаких. К сожалению, мы часто говорим и придаем большее
значение субсидируемым суммам, нежели самой системе финансирования в культуре.
Но ведь проблема скорее в ней! В системе организации работы. И та же история в
образовании. Вот я преподаю в институте — к сожалению, там практически то же
самое: мертвая образовательная система, эдакий «деревянный пиджак», надеваемый
на все вузы, без учета их «размеров» и направленности. Я считаю это отголоском
советской системы, поскольку система больше зациклена на процессе, нежели на
конечном продукте. Конечный продукт, как таковой, вообще мало кого волнует. Вот
если наверху наконец задумаются о качестве конечного продукта и попытаются
создать для этого более гибкую, более динамичную систему как финансирования,
так и налогообложения, то тогда, возможно, что-то и сдвинется с мертвой точки.
— Моноспектакль — штука довольно сложная и
ответственная. Не мешает ли языковой барьер, наш менталитет и традиции общению
со зрителем за рубежом?..
—
Выяснилось, что мир на самом деле такой маленький и мы так связаны друг с
другом, что сегодня уже нельзя ставить перед собой узконациональные,
узкорегиональные планки — они должны быть мировыми. Или ты пытаешься войти в
мировой процесс, стараешься соответствовать самым высоким требованиям или нет —
все остальное демагогия. Вот, например, литература бывает хорошей или плохой, и
потом лишь — национальной или иностранной. Плохая национальная литература — это
хуже, чем даже отсутствие таковой. То же самое и в театре, и в кино, и в
музыке... Другое дело, что достижение этих планок — довольно сложно. И это
более чем естественно — ненормально отсутствие такого стремления! Ведь часто мы
невозможность своего прыжка в высоту обуславливаем какими-то национальными
традициями, менталитетом и т.д. Нет таких национальных традиций, которые могли
бы сковывать творческий полет. Это выдумано бездарными людьми для оправдания
своего существования в культурном поле. Вещь талантливая, интересная понятна
всем. Вот мы выезжаем за рубеж, общаемся со зрителем — мы беседуем в том же
пространстве на том же уровне, поскольку тяготеем к тому же. Всякое общение в
искусстве свысока или снизу — противоестественно и чуждо!
— С одной стороны, сегодня много говорится
об отсутствии культурной идеологии, закона о театре, с другой — рождаются новые
постановки, выставки, активно развивается фестивальный процесс... Не кажется ли
вам происходящее в культурном поле некой буффонадой?
—
И опять мы возвращаемся к важности конечного продукта — и в тех же фестивалях,
и в тех же постановках... О важности в государственном масштабе.
Мы
можем сколько угодно задирать нос друг перед другом, говорить об изначальной
расположенности и врожденной восприимчивости нашего народа к искусству,
порождающими в итоге кристальной чистоты национальный продукт. Это, увы, не
так. В противном случае не было бы Комитаса, занимавшегося чисткой фольклорной
музыки от инородных сорняков. Не был бы велик Туманян, обрабатывавший народные
сказки...
Надо
понять, для чего нужно искусство — какую роль оно исполняет в государстве. Это
просто отдушина? Желание показать всему миру, что мы тоже что-то можем?.. что у
нас тоже есть оперный театр и нацгалерея или все-таки нечто большее?..
Культура
— это зубная паста, а общество — зубы. Не употребляем зубную пасту, нечего
жаловаться на кариес. Сегодня цивилизованное мировое общество невозможно
представить без культурного процесса. Искусство — всего лишь локомотив, который
тянет за собой вагончики с культурой. Люди выпрыгивают на разных станциях и
несут культуру в разные отрасли и сферы: в медицину, сельское хозяйство, в
армию, в парламент... Представьте себе, в парламенте тоже необходима культура.
Вот, скажем, в японском парламенте бьют друг другу морды — ну самураи, что
возьмешь, — но в то же время там присутствует культура...
— «Культура — это государственный
императив, декларированная необходимость», — считает композитор Ваан Арцруни...
—
Я искренне разделяю это мнение. Хочется верить, что и государство когда-нибудь
станет так считать и предпримет адекватные шаги. Пока же у меня такое
впечатление, что власть лишь отмахивается от культуры — говорит, мол, вот вам
деньги, только не дергайте по пустякам, не шумите.
Я
думаю, что нет изначально культурных народов. В любой народ культуру надо
вбивать — причем этот процесс должен быть как коллективным, так и
индивидуальным. И ты должен работать над собой, и над тобой еще должны работать.
Ты должен быть культурным, ты обязан быть таким — иначе общество тебя будет
отторгать. У нас же пока происходит обратный процесс — культурных общество
отторгает, безграмотных и серость принимает как своих...
Хочется
надеяться, что таким положение вещей будет не всегда. Тому есть повод — народ
стал глубже думать, стал сплоченнее. И не исключено, что идея необходимости
культуры как государственного императива дойдет до народа раньше...
Рубен Бабаян - умница и интеллигент в самом высоком смысле этого(увы!) не модного уже слова!Я была в Могилёве и видела потрясающий спектакль Ереванского театра кукол.Абсолютно согласна с режиссёром в оценке актрисы Нарине Григорян.Всегда испытываю огромную радость от встречи с талантливыми и тонкими людьми.Желаю не угасающей радости творчества!
ОтветитьУдалитьТатьяна Киктева.