Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

среда, 26 января 2011 г.

Акоп КАЗАНЧЯН: "С точки зрения нуворишей Шекспировский фестиваль предприятие нелепое"

До начала театрального фестивального сезона еще далеко, но есть немалые опасения, что Международный шекспировский фестиваль этого года не состоится. В прошлом году дамоклов меч с трудом удалось отвести все почем свет ругали недальновидного и корыстолюбивого мэра, однако позже, когда всё худо-бедно удалось разрулить, фестиваль-таки провели. Прошел год, мэр сменился, но проблема «почему-то» осталась. Напрашивается мысль: возможно, вопрос не столько в мэре города, сколько в мере способностей власть имущих оценить всю важность мероприятия, в целом?..

Как сложится ситуация на этот раз? Президент фестиваля, председатель СТД Акоп КАЗАНЧЯН надежды не теряет.

— Прискорбно, но в этом году есть куда более серьезные предпосылки для опасений за судьбу фестиваля. Хотя я, конечно, и не теряю надежды и собираюсь вскоре встретиться с мэром Кареном Карапетяном, ведь этот фестиваль в какой-то мере детище мэрии. Напомню, что в первые годы своего существования фестиваль активно поддерживался бывшим мэром Ервандом Захаряном, он был одним из тех, кто дал жизнь нашему начинанию.

Будет очень жаль, если один из самых ярких театральных фестивалей Армении прекратит свое существование. Думаю, наша встреча с мэром будет конструктивной.

— Специфика шекспировского фестиваля всем понятна. А есть у него другие отличительные черты? Особые.

— Главное отличие в том, что в рамках фестиваля никогда не было самодеятельных изысканий, предлагаемых в качестве "шедевров" современного театрального искусства. Мы стараемся приглашать людей с мировыми именами. В Ереван приезжали Брук, Калягин, Стуруа, МХАТ... — список длинен. Нынешний год не стал бы исключением — мы запланировали два спектакля всемирно известного режиссера Деклана Доннеллана — "Буря" и "Двенадцатая ночь".

— Может быть, проблема шекспировского "съезда" в том, что все надежды возлагаются исключительно на государство? Многие при этом сетуют, что у нас нет отлаженного продюсерского механизма. Вы, например, пытались привлечь внимание частных спонсоров?

— Конечно, пытались, и порой не безуспешно. Но давайте посмотрим на вопрос глобально. У нас не будет продюсерских центров до тех пор, пока компании, которым под силу финансово поддерживать серьезные проекты, будут продолжать действовать исключительно по велению власти. И потом у нас напрочь отсутствует культура независимого меценатства. При таком раскладе о каком "отлаженном продюсерском механизме" может быть речь?

Почему? Очень даже отлаженный механизм – просто раньше волшебным было слово «пожалуйста, а ныне это словосочетание «մեծն հովանի ներգո»…

— Сегодня потенциальному меценату не столь важны сама идея и ее наполнение, сколько то, чтоб приказ "оплатить" исходил свыше. И это в порядке вещей. В результате спонсоры с удовольствием оплачивают низкопробные проекты, типа "Новый год на армянском ТВ". И это пугает. Отклонюсь немного. Кто-нибудь задумывался, почему в армянской рекламе так часто звучит дворовый сленг? У меня свое объяснение: и продавец, и покупатель рекламируемого товара общаются именно на этом уродливом суррогате нашего языка. В том велика "заслуга" именно и людей с весьма сомнительным вкусом. Молодежь живет каким-то уродливым телевизионным днем. Поэтому для большинства молодых история Армении начинается с конца двадцатого столетия, но и о ней они толком не знают. Естественно, на этом фоне фестиваль, представляющий произведения какого-то там далекого и "чужого" Шекспира, с точки зрения нуворишей предприятие, мягко говоря, нелепое, если не смешное.

— Но ведь вы руководитель не только Шекспировского фестиваля, но и Союза театральных деятелей, разве ваш союз не предпринимает усилий для поддержания театральных фестивалей?

— В наше время творческие союзы, увы, приравнены к общественным организациям. Несмотря на многолетние обещания, законы о творческих союзах, равно как и о театре, так и не приняты. Создается стойкое ощущение, что союзы мешают определенным структурам (да и, кажется, конкретным людям) спокойно жить. Иначе говоря, они некий атавизм, который необходимо отсечь. Ликвидировать.

Не хотелось бы сравнений, но и удержаться не могу. К примеру, украинский СТД получает огромную госдотацию для проведения всевозможных фестивалей и координации театрального процесса в стране. Результаты более чем впечатляющие. У нас же приходится с грустью констатировать, что творческие союзы бессильны против шоу-бизнеса и телевидения. Бессильны и беспомощны!

— И все же каким вам представляется ближайшее будущее?

— Я оптимист, да и сдаваться не собираюсь. Думаю, надо положить конец застольным речам, стать более лояльными к критике, да и вообще — начать реально оценивать арт-ситуацию в Армении. Проблемы надо решать, а не передавать по наследству от одного чиновника другому. Для этого надо научиться слышать обоюдоострую, порой, критику и делать адекватные выводы, а не рубить с плеча.

Наконец, надо покончить с провинциальным мышлением. Так, уверяю, прочитав это интервью, представитель оппозиции решит, что я переметнулся в их стан, а госчиновник решит, что я под него копаю. Все намного проще. Я просто думаю о будущем нашей страны. Никто из нас не имеет права не быть оптимистом и не думать о том, что мы оставляем нашим потомкам — какие ценности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий