Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

пятница, 24 октября 2014 г.

Осенняя Армения: в объективе фотографа

    «Осенняя палитра Армении — великий алхимик! Волшебным образом в одночасье превращаются в золото ещё недавно изобиловавшие зеленью горы, долины, ущелья... 
     Контрастности разноцветному пейзажу добавляет осеннее солнце, лучи которого именно в этот сезон становятся мягкими и бархатистыми. А прогуливаясь в ясный день по Еревану, хочется прищуриться и сквозь щёлки глаз насладиться видом священной горы Арарат, который каждую минуту настолько неповторим, что можно любоваться им вечно и снимать его непрерывно», — считает впервые посетивший Армению российский фотограф — сегодняшний мой гость — Артур Варелджян.
— Артур, вы впервые в Армении — каковы впечатления?
Очень много путешествую, и от каждой страны ожидаю чего-то совершенно нового — пейзажей, погоды, людей, впечатлений. Будучи армянином, в Армению я ехал с особенным чувством. Мы прекрасно знаем, что страна находится не на пике своего экономического развития, слишком многое за десятилетия пришлось пережить и переделать, мягко говоря… Приехав сюда, я на самом деле горд за свою историческую Родину: первое, что я увидел — это удивительное сочетание человека, природы и течения жизни, при котором отчетливо понимаешь, что наш народ действительно несгибаем никакими катаклизмами, войнами и лишениями
Ереван стал для меня городом философии Параджанова, в музее которого мы побывали…  Это единство несочетаемых на первый взгляд вещей — непреодолимого стремления к культуре, душевного кавказского гостеприимства и, тем не менее, больших проблем в различных сферах жизни, которые не бросаются в глаза, но их нельзя не заметить...
Здесь не просто "красиво", как фотохудожник я бы сказал, что здесь нет некрасивых видов, некрасивых людей или архитектуры. Возвращаясь к Параджанову — на мой взгляд, здесь настолько мощные связи между человеком и природой, прошлым и настоящим, что все это — люди, архитектура, мироощущение всех, кто живет здесь — неделимое целое как в жизни, так и на фотографии.
Как правило, туристы на второй день пребывания в Армении говорят: "Если б я знал, что тут так красиво, приехал бы на дольше". Насколько, по-вашему, информирован российский житель об Армении?
Российский турист информирован об Армении ровно настолько, насколько ему позволяет его собственная лень в организации своего путешествия. Найти информацию о любых странах и местах сейчас не так сложно, но найти именно ту самую, что отличает Армению для "избалованного" российского туриста от десятка других стран, где можно "наслаждаться историческими памятниками, прекрасной едой и мягким климатом", очень сложно: в основном это стандартные фото и тексты нескольких туристических фирм, и только через знакомых, любящих Армению людей, можно действительно получить информацию и не "стандартные" впечатления из путеводителя. Чего нельзя сказать о соседних заковказских странах: информации о них, при чем практически на всех языках, более чем предостаточно. Создается ощущение, что туризм в Армении развивается на неком «автопилоте» … Конечно, туристическая сфера в Армении нуждается в развитии — ведь у такой богатой красотой природной и людской страны огромнейший потенциал в этой сфере. 
Что успели посмотреть за неделю пребывания в Армении?
За неделю мы успели исходить Ереван во всех лучших направлениях, посетили Матенадаран и Музей Истории, побывали в древних храмах Гарни, Гегарде, Санаине — всего и не перечислить… Хочу сказать опять таки с позиции человека, смотрящего на мир через объектив: Армения — это рай для фотографа, чего только стоит Севан с его непередаваемым величием и синевой необыкновенной глади среди гор! Древние храмы, в которых хочется запомнить, зафиксировать каждый камень, каждый уголок — потому что это история, и я горд тем, что это история моего народа... Естественно, мы посетили Эчмиадзин, я считаю, это святая обязанность любого армянина.
Для меня было удивлением, что в Музее Истории запрещена фото и видеосъемка, притом это не связано с условиями хранения экспонатов, а просто с какими то внутренними распоряжениями. В наш с вами век социальных сетей мы с вами знаем, насколько одна опубликованная с места событий фотография может вызвать восторгов, споров, интереса. Это немаловажный фактор — ведь самую лучшую рекламу для следующего туриста может дать человек, своими глазами увидевший это место… Фотография в данном случае способна расширить границы пребывания Армении далеко за собственными пределами — в блогах туристов из разных стран. К слову сказать, в музеях Европы и Азии таких запретов практически нет.
В тоже время больно видеть мусор на дороге, особенно у Севана — жемчужины Армении. Больно видеть нарисованные на стенах древних церквей надписи в духе "здесь был " или глупые картинки — очень грустно, что такое достояние не охраняется должным образом государственными структурами. Понимая, какой здесь простор для мысли творческого человека — фотографа, актера, писателя или поэта, я вижу насколько сложно этой мысли пробиться сквозь материальные преграды.
— Что еще вам запомнилось здесь и когда планируете приехать в следующий раз?
Программа нашего пребывания в Армении была столько насыщенной, что мне трудно выделить какое-то конкретное место. Для меня это стало песней — как "Ереван им сртум" и очень хотелось, чтобы такой же песней Ереван и Армения стали для моих друзей и других фотографов. Хотелось бы заняться организацией фото-туров для начинающих фотографов и профессионалов в эти удивительные места.
Всегда есть что-то впечатляющее и что-то, что заставляет возвращаться мыслью к посещенным местам... глядя на мир через объектив фотоаппарата, мы стараемся увидеть больше, чем видит объектив и глаза. Армению я увидел через боль ее народа. Боль людей, для которых слова «Культура», «Вера», «Корни» — очень важные. Люди, хачкары, горы, храмы — все здесь объединено одной общей и трагичной судьбой. Глядя на спасенные ценой многих жизней рукописи в Матенадаране, понимаешь, что сохранение языка, культуры и письменности для этих людей — большее богатство, чем золото и любые драгоценности. Поражаешься изящности рисунка, сделанного рукой человека на древнейших хачкарах, размышляешь о том, сколько тысяч книг было переписано в библиотеке Санаина, и вздрагиваешь, аккуратно шагая по каменным плитам, узнав, что все это — надгробия... Слова гида о том, что это была большая честь быть похороненным по дороге к монастырю или в монастыре, чтобы и дальше служить людям — заставляют задуматься о величии духа тех, кто веками жил и живет на этой земле... Потому что любой житель этой страны, рассказывающий вам об Армении, заставит вас ее полюбить, вложив и в ваше сердце свою боль за страну, за культуру, за жизнь после...
Не подумайте, что все мои восторги обусловлены тем, что по происхождению я армянин и безмерно рад встрече со своей Родиной. Отнюдь, вся наша группа и в том числе моя русская жена "заболели" этими людьми, видами, запахами, воздухом... Несомненно, мы еще не раз посетим с женой и друзьями Ереван и Армению. Потому что то тепло, которое дарит улыбка встречающего тебя человека, тот непередаваемый аромат трудной, но такой насыщенной и глубокой во всех проявлениях жизни хочется почувствовать еще и еще.
— Есть ли планы на предмет сотрудничества с армянскими коллегами? Есть уже проекты?
Очень бы хотелось помочь ереванским фотографам организовать выставку в нашем городе, в Сочи, который отличается многонациональностью населения. Я полагаю, многим будет интересно увидеть Армению глазами искренне любящих ее людей. У нас есть знакомые, переехавшие из Еревана в Сочи во время блокады 90-х, и далеко не все ездят на Родину в силу разных причин. Уверен, что их сердце наполнится теплом при виде частички такой близкой и уже такой далекой Родины.
…Помню, когда мы гуляли по такому красивому и парадному Еревану, наша подруга, родом из Еревана, сказала, глядя на добротные деревянные лавочки: «Для меня это символ продолжающейся здесь жизни...» Тогда, чтобы спастись от холода, люди топили всем, что горит — паркетом, журналами, книгами... Это та часть истории Армении, которая навсегда останется и Памятью и непереносимой Болью, которую нельзя не увидеть, не почувствовать... Так мы услышали о новом проекте творческой группы P.R. Creative Teamwork, «крестным отцом» которого стал известный российский писатель Евгений Попов. Оказывается, готовится такой сборник, в котороый войдут как рассказы к воспоминания очевидцев, так и художественные произведения, посвященные этой теме, этому периоду…
На мой взгляд, очень нужный и важный проект — издание книги о том времени, когда сотни тысяч армян были вынуждены покинуть эти прекрасные места. Можно спорить по этому поводу — нужна ли такая память людям. Могу высказать лишь свое субъективное мнение — уверен, что нужна. История состоит из разных периодов и моментов, и трагедий в том числе. Но если наши дети и их потомки не будут знать всего, никто не донесет им правду — они рискуют запутаться в обилии имеющихся ее интерпретаций. В эту же книгу авторы планируют поместить реальные воспоминания и фотографии людей, а какой опыт может быть достовернее?
Возможно, что получится осуществить в Сочи благотворительный проект — деньги с продажи фотокартин армянских фотографов направить на поддержку этого проекта. Как человеку и армянину, мне бы очень этого хотелось!

Рубен Пашинян, "Новое время"

Комментариев нет:

Отправить комментарий