Приезжая в незнакомый город, туристы, как
правило, стараются в наиболее сжатые сроки посмот- реть наибольшее количество
достопримечательностей. Выбор таковых в Армении — одном большом музее под
открытым небом! — более чем обширен. Приходится решать, и подчас руководствуясь
не ценностью предлагаемого места, а условиями куда более приземленными:
наличием иноязычных гидов, доступностью и т.д.
Вместе с этим в городе чуть ли не ежедневно
проводятся интересные мероприятия, открываются новые выставки, о многих из
которых как жители столицы, так и гости узнают зачастую или из соцсетей или...
постфактум. Почему?
Об этом и не только беседуем с
исполнительным директором Ассоциации работников и друзей музеев, председателем
ИКОМ Армении Мариной АРОЯН.
—
Сначала хотелось бы понять, чем занимается ваша организация? Как она
возникла?
—
После распада Советского Союза самыми тяжелыми для республики были годы с 1992
по 1996. Сокращение государственного финансирования, снижение количества
посетителей, отсутствие электроэнергии и топлива лишили многие музеи
полнокровной жизни. Затем в Армении начала проводиться политика
децентрализации. В итоге часть музеев перешла в подчинение областных ведомств и
местных органов власти. Децентрализация имела больше отрицательных последствий:
музеи оказались в тяжелом финансовом состоянии из-за нецеленаправленного
использования местными “князьками” выделяемых для культуры дополнительных
кредитов и непрофессиональной кадровой политики. Областные музеи оказались в
информационном вакууме, местные кадры лишились не только возможности
профессиональной консультации, но и непосредственного общения с центральными
музеями. Сложившаяся ситуация вынудила сплотиться и создать такую структуру,
которая объединяла бы музеи и сделала возможным совместными усилиями
безотлагательно разрешать вопросы, связанные с их деятельностью. В октябре 2003
года была создана общественная организация “Ассоциация работников и друзей
музеев”, в состав которой вошли работники около 40 музеев из различных районов
Армении, а в 2008 году ее усилиями был создан Армянский Национальный комитет
ИКОМ.
—
И каковы были первые шаги организации?
—
Мы начали с сотрудничества с местными и международными структурами: ЮНЕСКО,
Институтом “Открытое общество”, Институтом международного сотрудничества высших
школ Германии, Всеармянским фондом “Айастан”. Благодаря нашим усилииям
Министерство культуры Республики Армения также стало заниматься кадровой
проблемой. В страну стали активно приглашать международных экспертов, а
сотрудников музеев Армении командировали для повышения квалификации за рубеж.
Параллельно
с семинарами проходили обсуждения и конференции, посвященные различным вопросам
музееведения. Памятной явилась ежегодная конференция организации ИКОМ/СЕСА на
тему “Музей и письменная коммуникация: традиции и новаторство”, состоявшаяся в
октябре 2012 года в Ереване с участием 138 музейных специалистов из 35 стран. В
его работе принимал участие Президент ИКОМ Ханс Мартин Хинз. Национальный
комитет Армении получил предложение провести в 2015 году в Ереване ежегодную
научную конференцию международного комитета ИКОМ по менеджменту и маркетингу
(MPR).
При
содействии Ассоциации и Национального комитета ИКОМ более чем 45 музейных
специалистов прошли переподготовку за пределами Армении: в России, США, Японии,
Германии, Великобритании, а в семинарах-тренингах, проведенных в Тбилиси ИКОМ и
Евросоюзом, приняли участие 15 сотрудников армянских музеев.
Из
достижений Национального комитета ИКОМ Армении и “Ассоциации работников и
друзей музеев” следует отметить программу, направленную на техническое
переоснащение музеев. Поддержка Всеармянского фонда “Айастан” позволила
оснастить новыми компьютерами 40 музеев Армении и Нагорного Карабаха.
Есть
также большие планы на следующий год в рамках мероприятий, посвященных
100-летию геноцида армян.
—
Об Армении за рубежом практически мало что известно — рекламы нигде нет, но
зато есть запреты на съемку там, где, казалось бы, наоборот, это должно
поощряться — скажем, в Музее истории, — притом это не связано с условиями
хранения экспонатов, а просто с какими-то внутренними распоряжениями. В наш с
вами век бума социальных сетей очевидно, сколько одна опубликованная с места
событий фотография может вызвать восторгов, споров, интереса...
—
Увы, проблема намного глубже — это вопрос отношения, мышления... Есть
директора,не желающие идти в ногу со временем: запрет на съемку
объясняется тем, что так принято во многих музеях мира. Спорная формулировка,
особенно наряду с тем, что сегодня все уважающие себя музеи и ИКОМ
придерживаются, наоборот, более передовых взглядов: политики демократизации —
наибольшей открытости и доступности информации.
Но
есть и хорошее. Вот вы привели пример Музея истории, а я позволю себе обратить
внимание на Национальную картинную галерею: хочется отметить замечательный
сайт, где представлена сокровищница галереи. Безусловно, открытость галереи не
оставляет равнодушными посетителей, которые имеют возможность как
получить информацию до приезда в Армению, так и поделиться впечатлениями,
собственными фотографиями, равно как качественными репродукциями
с сайта.
Музеи
являются государственными некоммерческими организациями. То есть в условиях
отсутствия закона о музеях, "правила игры" устанавливаются непосредственно директорами.
От их дальновидности и зависит, куда “корабль поплывет”. Но даже наличие такого
закона, думаю, не сможет существенно повлиять на категоризм в линии
руководства: вопросы должны решаться сверху, министерством. Доступность нашего
культурного наследия и качественное информирование мирового пространства —
вопросы стратегической важности в нашей ситуации. Информационное поле заражено
“исторической” ересью, тиражируемой нашими “милыми” соседями — следовательно,
мы обязаны реагировать достойно и аргументированно. Мы недавно проводили на
родину представителя одной из крупнейших компаний, которая периодически
устраивает мировые выставки, представляющие культуру и традиции разных стран.
Достигнута договоренность, что в ближайшие годы и Армения примет участие в этом
проекте — в виде сборной выставки под названием “Легенды и реальность”, где все армянские музеи получат возможность быть представленными. Каково же было наше удивление, когда
указанный вами музей отказался участвовать в этом. Что делать? Надеемся,
встреча с министром культуры все же внесет ясность...
—
Несмотря на заинтересованность страны в развитии туризма, во многих музеях нет
табличек на иностранных языках...
—
Ну не во всех, конечно, в той же Галерее есть и на русском, и на английском. Да
и в других музеях есть... Но вы абсолютно правы, проблема существует, и она
очень скоро решится. Каким образом? Были ли таблички на русском в Лувре 20 лет
тому назад? Ни одной! Зато теперь, когда поток туристов увеличился — рынок
диктует свои условия! — везде есть указатели на русском языке. То же самое
очень скоро произойдет здесь с развитием туризма. А этим вопросом уже ведает
иное управление. Вот как оно это делает и насколько эффективно — можно
“замерять” по количеству посетителей тех же музеев... В большинстве случаев
приходится больше рассчитывать на активность местных турагентств — к примеру, Easy
Travel предоставляет своим гостям возможность получения информации посредством
QR кода на андроидах. Да и в целом информирование о достопримечательностях и
красотах Армении — результат работы по большей части непосредственно
принимающих туристов травел-агентств.
Почему
так? Ведь и управление по туризму при Министерстве экономики, и Минкульт, и
Министерство диаспоры тратят какие-то средства, что-то делают, реализуют
какие-то проекты. Так почему все недвижимо? Возможно, усилия прилагаются в разных направлениях и
приоритетных плоскостях?..
—
Каким вы видите выход?
—
А что тут видеть — все предельно ясно! Надо собраться, обсудить все насущные
вопросы и действовать сообща, на благо страны. К примеру, есть задача сделать
Мецамор с его дохристианской историей, раскопками и т.д. более посещаемой туристами
зоной — значит надо понять, что этому мешает. Плохие дороги? Соответствующее
министерство обязано дать распоряжение, решить вопрос. Нужна экспозиция? Этим
занимается Минкульт — должно достойно представить материал. Нужна связь с
турагентствами? Это иерархия Министерства экономики и подчиняющемуся ему
управлению по туризму. Все это, конечно, нелегко, но это наиболее правильный и
рентабельный, на мой взгляд, путь как развития туризма, так и возрождения наших
музеев: и в столице, и в регионах. Что о последних, так это отдельная тема для
беседы: положение многих из них куда более серьезнее, плачевнее...
Комментариев нет:
Отправить комментарий