Наступление холодов ознаменовалось
закрытием сезона летних кафе — столь привычных элементов ереванского пейзажа.
Но “кафейная” жизнь на этом не остановилась, “живая” музыка не замолкла и
завсегдатаи не разбрелись по домам, напротив — все дружно переместились в
закрытые помещения: пабы, рестораны... Открылись новые кафе и
клубы, где предлагается своя, не похожая на остальные,
концертно-развлекательная программа. Один из них — недавно открывший в центре
города Forsh Club, одним из авторов-создателей которого является известный
певец и композитор — наш сегодняшний гость — ФОРШ, он же Ваан ГЕВОРКЯН.
—
Идея открытия этого клуба родилась давно: хотелось создать некую систему,
площадку, где будет представлена непростая яркая палитра музыкальных жанров, но
и в целом разных сфер искусства, и где каждый сможет найти себе что-то по
вкусу. Кажется, у нас это получается... Forsh Club — это не место, куда
приходят просто перекусить или выпить пива, мы уделяем большое внимание сцене и
тому, что на ней происходит. Это и концерты, и спектакли, и выставки, и
декламации... Вскоре даже планируем провести просмотр Чаплиновских фильмов с
живым тапером. Словом, задумано много, и мы целенаправленно идем к поставленной
цели. Мы — это я и мой брат: инициаторы создания клуба.
—
Занятость в клубе не отразится на творчестве композитора Форша?
—
Начнем с того, что композитором себя не считаю и не считал никогда: я всего
лишь пишу песни и мелодии. Что касается клубной деятельности, то можно сказать,
я временно угомонился — считаю тут себя нужнее, а там видно будет...
Есть,
конечно, желания, цели... Планирую в будущем году концерт в рамках предстоящих
мероприятий, приуроченных к 100-летней годовщине геноцида армян. Посмотрим, как
получится.
—
“В этом гостинице ты дирэктор!” — есть какие-то ограничения для желающих
выступать в вашем клубе?
—
Жанровых, как понимаете, никаких. Главное, чтобы все делалось профессионально,
качественно и со вкусом. И это касается не только музыкантов: вход на сцену
заказан всем, кто “в поте лица” способствует деградации аудитории и подмене
культурных ценностей бестолковыми суррогатами. Мы это дело быстро отметаем, и
такой “творец” не имеет никаких шансов появиться у нас.
—
Дошли до моей “любимой” темы: как надо бороться с рабисом, льющимся сегодня
чуть ли не отовсюду?
—
Во-первых, начать называть вещи своими именами. Ну как можно называть все эти
тюркские перепевы, откровенно мусульманизированную ладотонику с армянскими
словами рабисом? Это далеко не тот рабис, что был в советское время. Вы
вспомните тех музыкантов и этих... с позволения сказать, исполнителей. Это ж
небо и земля, совершенно разные материи, приоритеты, вкусы и т.д. А почему это
произошло? Да потому что серость пришла и уверенно обосновалась там, куда и не
мечтала попасть. И так дело обстоит не только в музыке. Потому и рабис сегодня
повсюду. Пройдите по городу, взгляните на эти архитектурные
“шедевры-новоделы”... Мы, конечно, пытаемся этому противостоять. Но, увы, пока
не особенно успешно.
...Страшнее
серости равнодушие. Среди вершителей судеб и хранителей печатей отчетливо
просматривается группа людей, откровенно равнодушных к столице. Это в
большинстве своем чужие, я бы сказал, инородные явления: они никогда не любили
и вряд ли когда-либо полюбят этот город. Но именно они сегодня решают, каким
ему быть. Уверен, если бы дело касалось их собственности, решения были б
совершенно другие — у себя б они такого не “сотворили”... Есть, конечно, слабая
надежда на то, что они когда-то станут относиться к Еревану как к своему дому,
хотя бы в силу того, что живут тут. Но тут уж неизвестно, что лучше...
Возвращаясь
к вашему вопросу о борьбе с рабисом, позволю себе напомнить, что раньше
существовала такая махина, как Армконцерт, следившая за всем происходящим,
посему каждый знал свое место. Сейчас все развалено, и вряд ли можно назвать
положительным хаотическое развитие данного поля. Но пока здравствуют люди — дай
им Бог долгих лет жизни, — работавшие в этой системе и знающие, помнящие, как
она должна функционировать, надо постараться восстановить тот механизм. Почему
это не делается? Преднамеренно? Или это равнодушие, как страшный грибок,
достигло таких пугающих масштабов? Это ж наша культура — будущее нашей страны,
детей... Как же так?
—
В силах ли сегодня интеллигенция как-то повлиять на происходящее?..
—
Странная штука: в стране Советов каждый занимался своим делом, а сегодня, когда
Советов нет, деятели перевелись, точнее — “переквалифицировались” в советчиков.
Сплошь и рядом любители дать дельный совет. Работы ноль — советов уйма.
Страшное дело...
С
другой стороны, интеллигенция никогда не сдавала своих позиций. Более того,
проявляла завидное упорство, настойчивость — вспомним хотя бы годы войны,
блокады... Видимо, аудитория слушателей у интеллигенции изменилась. Возможно,
не особенно интересно сегодня ее мнение. Оно и понятно — серость же, не
сомневаясь в своей уникальности, все знает и умеет, а остальные — сами неплохие
советчики. Зачем им слова, пускай даже умные?..
—
Многие ваши песни посвящены любимому городу. В чем, по-вашему, заключается
магия Еревана?
—
Отвечу строчкой из своей же песни: “У каждого города есть бьющееся сердце, а у
Еревана, кроме сердца, есть еще Душа!” Магия города — это некая аура, в которою
погружаешься, некогда попав сюда. Гости “заболевают” ею и, как правило, вновь
возвращаются: практически не встречал людей, хоть раз оказавшихся тут и не
стремящихся вновь вернуться в Ереван.
—
Розовый город всегда притягивал к себе, околдовывал, удивлял, и одним из
главных “компонентов” этой магии были его жители... Вы согласны с мнением, что
умение удивлять и удивляться сегодня, увы, пропало в нас. Как вернуть “музыку”
Розовому городу?
—
Возможно, мой ответ покажется несколько банальным, но, считаю, надо держать
город в чистоте. В идеальной чистоте! Ведь все взаимосвязано, одно приводит к
другому. Ну спрашивается, чем можно удивить человека, привыкшего со дня
рождения ежедневно видеть горы мусора вокруг себя и негнушающегося самому
внести свою лепту в подобное обезличивание города? Это боль, это рана, это
трагедия нашего времени, нашего города. Надо это как-то решать, менять, лечить.
Будет чище город — будем чище мы!
—
Как вы считаете, какие изменения в стране окончательно укрепят проживающих
вдали от родины армян в желании вернуться?
—
В первую очередь возможность работать и получать соответствующую адекватную
оплату своего труда. Во-вторых — уверенность в социальном плане. И не важно,
кто ты: рабочий или композитор — все мы одинаково болеем и нуждаемся в уходе,
все мы платим за коммунальные услуги, всем нужен кров, пропитание, возможность
самореализации...
С
другой стороны, сегодня многие сетуют, мол, армяне чувствуют себя дома как в
гостях, оттого и бегут. Не буду комментировать. Скажу лишь, что если у человека
есть цель, стремление, желание и воля, то он добьется своего везде, несмотря ни
на что и даже вопреки.
...В
канун Нового года хочу пожелать всем сил и терпения, несгибаемой воли, крепкого
здоровья и моря любви — почаще улыбайтесь друг другу, любите свой дом, свою
семью, свой город и тот воздух, который он ежедневно и абсолютно бесплатно
дарит вам. Любите друг друга!
Комментариев нет:
Отправить комментарий