Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

вторник, 15 марта 2016 г.

“Я никогда не говорю музыкантам — делайте так. Я говорю им: делайте так, потому что...”

В концертном зале «Арам Хача-турян» с большим успехом прошел концерт “Государственный камерный оркестр Ар- мении и четыре рояля”. Вместе с ор- кестром Франсуа-Ксавье Пуаза (Швей- цария), Тристан Пфафф (Франция), Глория Кампанер (Италия) и Ваан Мартиросян исполнили произведения Баха, Равеля и Пуленка. 
Наш гость — художественный руко-водитель и главный дирижер Государ-ственного камерного оркестра Армении, известный пианист Ваан МАРТИРОСЯН.
Концерт приурочен к Женскому дню или просто так совпало?
— И то, и другое. Просто из-за плотного графика наших приглашенных исполнителей было очень трудно выбрать свободный день, в итоге выбор пал на девятое марта. Надо отметить, наши гости — яркие молодые пианисты, уже успевшие заявить о себе в мире музыки. Франсуа-Ксавье Пуаза — призер престижного конкурса имени Чайковского 2011 года (обладатель Специального приза жюри), первый швейцарец, отличившийся на этом сложнейшем со всех точек зрения соревновании. Кстати, пианист считает себя представителем русской фортепианной школы, поскольку педагогами его были известные пианисты Алексей Головин и Евгений Королев. Тристан Пфафф — частый гость престижных музыкальных фестивалей, в качестве солиста выступал с такими коллективами, как Национальный оркестр Франции, Шотландский симфонический оркестр BBC, Оркестр Бретани, Европейский филармонический оркестр и др. Глория Кампанер — одна из самых востребованных классических музыкантов нового поколения, обладательница главного приза более чем в 20 национальных и международных соревнованиях. В 2009, в рамках программы Piano, Reflet de la Culture Europeenne, она была признана европейским культурным послом на 2010-2011 гг. В качестве официального представителя Steinway & Sons Artist выступает в залах Steinway по всему миру.
Скажу также, что для армянских меломанов коллектив подготовил еще один приятный сюрприз: совместное выступление с известным саксофонистом Федерико Мондельчи. Концерт состоится 2 апреля в концертном зале “Арам Хачатурян”, прозвучат произведения Комитаса, Арутюняна, Мансуряна, Бабаджаняна и Таривердиева.
— Вы возглавили Камерный оркестр после того, как довольно бестакт-но «ушли» Арама Карабе-кяна, и не без участия оркестрантов. А как вас принял коллектив?
— Я не был знаком с Карабекяном, и только через полгода после его ухода при-шел на пост худрука и глав-ного дирижера оркестра. Пе-ред окончательным решением я попросил предоставить воз-можность порепетировать с коллективом. После пары репетиций я понял, что мы сможем стать единым целым. Ведь оркестр и дирижер как муж и жена — без доверия, любви и взаимного уважения ничего не получится. Мне также очень помогло, что в оркестре сидели люди, которые либо учились со мной когда-то, либо те, что уже были в оркестре, когда я, 8-летний, на этой же сцене играл концерт Гайдна с этим же оркестром. Оказалось, оркестр мне очень родной…
Вначале было трудно — вся моя зрелая жизнь сложилась во Франции, где я и проживаю поныне, а карьера — по всему миру. Пришлось отказаться от многих зарубежных концертов ради работы с оркестром…
...Я никогда не говорю музыкантам — делайте так, а могу лишь сказать: делайте так, потому что… Музыка — живая субстанция, она не терпит скучной однотипности. Если мы репетируем, то я крайне уважительно отношусь к той интерпретации, которую предложат оркестранты. Да, есть мое видение, но совсем не исключено, что музыкантами будет предложен вариант, о котором я и подумать не мог. В итоге у нас получился оркестр, который готов сегодня к любым «творческим капризам»: он уверен в себе, синтетичен.
— Вы стали худруком и главным дирижером оркестра. А как относитесь к упразднению позиций «главных», скажем, в том же Оперном театре?
— Упразднять главных дирижеров — все равно что запрещать родной язык в стране. Как можно? Это же остов, это же цвет и вкус коллектива! С оркестром может выступать миллион приглашенных дирижеров, но главный дирижер — это «тренер команды». Изучая иностранный язык, мы переводим слова на родной, чтобы понять их смысл. Родной язык и есть главный дирижер оркестра. Мне не совсем понятны цели в Оперном театре: хотели снять Дургаряна, чтобы назначить другого, — ваше дело, но как можно упразднять пост главного дирижера? Снимите одного, назначьте другого, зачем разваливать коллектив? Если б мне предложили остаться, но без поста «главного», я бы, как и Дургарян, отказался. Или пускай платят мне как приглашенному дирижеру, а это, смею вас уверить, совершенно иная калькуляция. Уверен, многие европейские коллективы были бы рады заполучить такого приглашенного дирижера, как Дургарян.
— Когда-то было такое явление, как «Филармония школьника». А как сегодня надо воспитывать будущего зрителя?
— Это очень важный фактор, и, признаться, у меня в планах восстановить проект, который когда-то был блестяще осуществлен нашим замечательным музыковедом и педа-гогом Арменом Будагяном. В Европе мы даем много концертов, но от-дельное внимание уделяется кон-цертам для школьников, которых может быть аж до пяти в день — по 45 минут, чтобы не устали, — и так называемым «семейным» концертам, на который приходят семьи по 3-4 человека. Билеты на такие концерты очень дешевые, можно сказать, это бесплатные концерты.
Я задался целью восстановить школьные концерты в Армении. Будем играть для детей не то, что для взрослых, а ту музыку, посредством которой сможем их приблизить к классике. И это не будут простые концерты, они будут проходить в формате живого общения — знакомство с музыкальными инструментами или, допустим, кого-то приглашу на сцену, дам дирижерскую палочку, покажу, как управлять оркестром…
Если мы не сделаем этого сегодня, то останемся без зрителя уже лет через десять. Да, в общем-то, это и есть наша работа: воспитывать, создавать зрителя. Обучая детей музыкальной культуре, мы поднимаем культурный уровень народа. Играющий или слушающий Моцарта преступником не станет. Ребенок, знакомый с музыкой Бетховена и Баха, совершенно иначе видит себя в будущем. Возможно, лишь двое из тысячи детей станут музыкантами — но и этого достаточно. Поэтому тут присутствует два вектора: первый — воспитать будущего зрителя, а второй — почему бы нет — способствовать появлению достойной смены.
— Ну и напоследок пару слов о ближайших планах оркестра…
— На данный момент коллектив готовится к гастролям и зарубежным выступлениям. Летом собираемся выступить на фестивале классической музыки Puplinge Classique в Женеве. Также запланированы выступления коллектива в финале конкурса скрипачей во Франции (в качестве музыкального сопровождения), проведение мастер-классов во французском Экс-ан-Провансе. Кроме того, идут переговоры относительно гастролей оркестра в Италии и Германии. А под занавес года, в декабре, в японском городе Осака ваш покорный слуга встанет за дирижерский пульт Kansai Symphony Orchestra.

Рубен Пашинян, «Новое время»

Комментариев нет:

Отправить комментарий